Вход

Петроглифы грота Куюс

Петроглифы грота Куюс

В 5 километрах выше села Куюс по течению Катуни на её правобережье за бомом, венчающим южную оконечность Эдиганской долины, возвышается останец, в центральной части которого есть небольшая выемка-грот. Это и есть Куюский грот. От скалы-останца тянется цепочка курганов.

Учёными-археологами были выполнены шурфы в основании грота, которые позволили выявить три горизонта культурных слоёв, и определить назначение и использование грота Куюс, как святилища, во временном промежутке от неолита до времени раннего железа. На нависающем над гротом участке скалы выбиты несколько фигур оленей, достаточно крупных размеров, являющихся древнейшими рисунками среди петроглифов Горного Алтая, датирующихся учёными-археологами временем неолита.

Те, древние люди, которые оставили на скалах рисунки, попадали в волны эмоциональных переживаний, требующих самовыражения. Так и возникали под скребком пращура на скале образы фантастических хищников, лосей, оленей и козлов, каких-то антропоморфных существ, сформированных в сознании человека всем тем, что составляло суть и основу его жизни. Больше 200 различных петроглифов обнаруживается при продвижении от грота к верховьям Катуни, причём учёный мир оценивает их, как особо древнее и интересное в средней зоне долины Катуни.

В работах исследователей указано на многочисленные рисунки лосей непосредственно в гроте и на скалах над гротом. В настоящее время на скалах Куюса преобладают рисунки оленей. Южнее бома на отдельных скальных отложениях изображен олень с ветвистыми рогами. Выбивка занимает всю площадь изображения, прошлифовка изображения отсутствует. Олень изображен в движении и шествует на юг. Части тела животного не пропорциональны, обращает внимание небольшая вытянутая морда, грациозная шея и массивное туловище.

Другая группа – скопление мелких рисунков, выполненных упрощенно. Мы видим изображения козлов в верхней части скалы просматривается изображение собаки, здесь же человек с раскинутыми в стороны руками. Можно предположить в центре композиции наличие солярного знака. Трикветр - древнейшая (от бронзового века до христианства) эмблема. В бронзовом веке трикветр был одним из символов движения Солнца, олицетворяя основные положения светила (соответственно, на восходе, в зените и на закате).

Стиль третьей композиции отличается от двух, рассмотренных ранее. Человек в грибовидном головном уборе, рядом с которым фантастическое животное, на это указывает неестественно длинная шея животного. Над животным рисунок, напоминающий фантастическую птицу. Появление сюжетов среди наскальных рисунков свидетельствует о развитии воображения у человека и относится к скифскому и тюркскому периодам.

Куюс – место необычное, возможно, что это древнее святилище. Композиционное, сюжетное и стилистическое богатство петроглифов Куюса дает представление не только о тонком художественном вкусе создателей, но и о широте их представлений об окружающем мире, о сложном мировоззрении. Стилистическое разнообразие петроглифов Куюса позволяет использовать их как исторический источник, как произведения искусства, выполненные в разное время, в которых отражалась история культуры древнего населения Сибири на протяжении многих веков и даже тысячелетий.

В настоящее время состояние наскальных рисунков грота Куюс вызывает тревогу, ежегодно часть рисунков гибнет от рук вандалов, пытающихся нацарапать поверх рисунков свои имена или отколоть кусочек «на память». При подобном отношении в ближайшие годы уникальный объект древнего наскального искусства перестанет существовать.

Источники: http://posibiri.ruhttp://altai4u.comhttp://www.sibturizm.ruhttp://chandr-se.livejournal.comhttp://myaltai.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Могильник Туекта Ининские стелы »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии