Вход

Загадки древних черепов

История человечества знает огромное количество примеров, когда люди разных культур и в самые различные эпохи изменяли свою внешность в целях достижения определенных канонов красоты. Собственно, современная массовая культура – наглядный тому пример. Татуировки и пирсинг (не будем брать в расчет прическу и цвет волос) являются сегодня самыми распространенными способами изменения внешнего вида нашего тела. Но по сравнению с древними практиками, и татуировка и пирсинги кажутся практически безобидными способами физического «украшательства».

Например, в культуре майя среди знати практиковался обычай подпиливания зубов с целью придания им конической формы и достижения сходства с ягуаром, который почитался практически во всех культурах Мезоамерики. Также среди знати майя косоглазие считалось одним из канонов женской красоты. Для получения такого эффекта к волосам младенцев привязывался каучуковый шарик, который болтался между глаз. Поскольку дети в таком возрасте еще только учатся владеть своим зрением, болтающийся шарик заставлял их концентрировать взгляд на носу. Косоглазие, как, возможно считали представители этого народа, помогало видеть будущее и защищало от дурного глаза. Обычай растягивания нижней губы или мочек ушей при помощи специальных вставок известен у многих народов Америки, Африки и тихоокеанского бассейна. Но речь здесь пойдет о другой странной традиции, а именно, о деформации головы.

Медикам известны два типа деформации головы – непреднамеренная и преднамеренная (искусственная). В первом случае деформация черепа происходит либо в результате родовой травмы (вытянутая головка),  либо  в случае, когда плотно запелёнатый ребёнок долго лежит на спине в колыбельке. Вследствие  этого развивается затылочный тип деформации, то есть голова сплющивается под действием собственной тяжести. Но если мы говорим о древней традиции, то археологические материалы в подавляющем большинстве случаев являют нам примеры именно искусственной деформации черепа. Сразу после рождения кости черепа младенца еще мягкие, черепные швы не успели срастись, поэтому механическое воздействие приводит к изменению формы черепа без увеличения его внутреннего объема.

черепа Усть-Тара

Одно из первых описаний деформированного черепа в научной литературе было сделано Карлом Эрнстом фон Бэром в 1860 году в работе «Макрокефалы на землях Крыма и Австрии». В ней он описал деформированный череп, найденный им около города Кремса (нижняя Австрия) в 1820 году. Первоначально фон Бэр приписал этот череп аварам – кочевому народу, пришедшему на смену гуннам в Центральную Европу в VI в. н.э.  Однако позднее подобные деформированные  черепа  в Европе были обнаружены вне границ расселения аваров, что привело учёных к отказу от данного предположения.

О традиции деформации черепа знали в Европе со времен Древней Греции. Таких людей с удлиненной головой греки как раз и называли макрокефалами («большеголовыми»). О них писали в своих трудах Аристотель, Страбон, Плиний и другие известные авторы. Одно из самых ранних упоминаний содержится в книге знаменитого древнегреческого врача Гиппократа (около 460 - между 377-356) «De aere, aquis et locis». В ней Гиппократ, в частности, писал следующее: «Макрокефалы считают благороднейшими тех, которые имеют длиннейшие головы. Обычай их следующий: как только родится дитя и пока голова его ещё нежна и гибка, они ее формируют и заставляют расти в длину, окружая повязкой и употребляя соответственные средства с тем, чтобы круглое сферическое её очертание изменить и увеличить в длину». Далее автор добавляет: «В начале эти большеголовые, почитавшиеся за знать, за привилегированных лиц, воспитывались искусственно, но с течением времени механические действия оказались излишними, потому что природа начала сама вырабатывать такие вельможные головы путём унаследования». Т.е. уже Гиппократ специально подчеркивал важнейшую деталь – обычай деформации головы не являлся характерной чертой какого-либо народа или группы племен, а служил отличительным признаком знатности семейства или рода.

деформация черепа 2

Также в этих отрывках отмечена и еще одна принципиальная вещь: целью обряда деформации черепа являлась именно удлинение головы человека. И действительно, вся имеющаяся в распоряжение археологов и историков информация по данному вопросу свидетельствует, что подавляющая часть древних (и современных) деформированных черепов являются вытянутыми. Известен ряд других видов деформации, например, уплощение лба и расширение передней части черепа. Но, как только что было замечено, процент таких черепов очень незначителен.

Один из самых древних деформированных черепов был обнаружен на территории Ирана, исследователи определили его возраст примерно в 12 000 лет. Но массовое распространение этого обычая относится к концу I-го тыс. до н.э. – 1-й половине I-го тыс. н.э. Более того, эта традиция в некоторых частях планеты просуществовала вплоть до настоящего времени. В середине ХХ века она была зафиксирована у некоторых  африканских народностей Конго и Судана (например, в племени мангбету), на архипелаге Новые Гебриды (народность ни-вануату) в Меланезии. В середине XIX века путешественники отмечали существование этого обычая у некоторых индейских племен на Северо-Западе США, например, чинуков. То есть традиция удлинения головы в древности существовала во всех частях земного шара, за исключением Австралии.

деформированные черепа африка

Искусственно деформированные черепа в значительных количествах были обнаружены и на территории России. Их основная масса была обнаружена в зоне Великой степи, протянувшейся через всю Евразию от Карпат до Желтого моря. Также значительное число деформированных черепов было найдено на Северном Кавказе. Сегодня такие удлиненные черепа можно увидеть в историческом музее «Крепость» в г. Кисловодске или в музее г. Нальчика. Впервые деформированные черепа появились в еще Керченском музее древностей, открытом в 1826 году на склоне горы Митридат около развалин древнего города Пантикапея. В конце XIX века после раскопок некрополей под Гугушем и Гурзуфом русский археолог А.Н. Харузин подсчитал, что 36% найденных черепов имели деформацию. Причем, как отмечал исследователь, деформация черепа не была прерогативой мужской или женской части племени. В этот же период деформированные черепа были найдены в Грузии близь Мцхеты. Также во второй половине XIX века деформированные черепа были найдены в различных древних могильниках Осетии, около Эльбруса в курганах близь устья Дона, в Воронежской и Самарской губерниях.

Эти черепа были отнесены исследователями к культуре кочевого племени аланов (предков осетин) скифо-сарматского происхождения, который появился в предгорьях Кавказа в I-III веках н.э. Аланы добивались удлиненной формы головы бинтуя голову в самом раннем детстве. Данная традиция на этой территории существовала еще у ранних сарматов. Советские археологи, изучавшие сарматскую культуру (В.П.Шилов, И.В.Синицин) подсчитали, что если в сарматских захоронениях I в. до н.э. — I в. н.э. искусственно деформированы были 35,7% найденных черепов, то в захоронениях II - IV вв. н.э. деформированы уже 88% черепов.  Т.е. такие данные наглядно свидетельствуют об усилении данной традиции за достаточно короткий промежуток времени. И некоторые исследователи связывают это с усилением в этом регионе влияния гуннов. Хотя сегодня крайне трудно сделать обоснованное предположение о том, откуда у этих кочевых народов появился данный обычай.

аркаим захоронение знатной женщины
Сарматское захоронение в 3 км от заповедника «Аркаим» в Кизильском районе Челябинской области.

Многие учёные считают, что деформированные черепа в Европе появляются именно в эпоху великого переселения народов, когда сюда из степей последовательно накатывали волны племенных союзов аланов, гуннов, аваров. Из стран, где было найдено множество деформированных черепов этого времени следует упомянуть Венгрию, Австрию, Балканский полуостров, окрестности Константинополя. В меньшей степени такие находки распространены в Италии, Швейцарии, Германии, во Франции и в единичных случаях в Англии и Малой Азии. И хотя, как мы видим, ареал  очень велик, но всё-таки историки обоснованно считают, что центр этой традиции находился, очевидно, в евразийских степях. Интересен также и тот факт, обычай деформации головы в Западной Европе пережил нашествия кочевых народов и продолжал существовать в отдельных местностях вплоть до средневековья.

Однако здесь следует заметить, что деформацию головы в первой половине нашей эры практиковали не только скотоводы – кочевники. Как уже отмечалось выше, об этом обычае упоминается у разных древних авторов. Так, в китайских источниках отмечается, что обычай деформировать голову при помощи дощечек существовал в средние века в Восточном Туркестане. Хотя он появился на этих территориях значительно раньше. Так все деформированные черепа из районов Центральной Азии и Сибири датируются в основном III – IV вв. н.э. Так в Средней Азии и Казахстане этот обычай появился на 500-600 лет раньше, чем в Сибири и Центральной Азии. Наиболее ранние по времени черепа с деформацией обнаружены на памятниках V-IV вв. до н.э. на поселении Яздепе вблизи древнего Мерва в Туркменистане. При этом следует еще раз подчеркнуть, что деформация одинаково часто встречается как среди кочевников, так и оседлых земледельцев. И в период со II в. до н.э. по V в. н.э., на территории Средней Азии резко возросло число людей, которые придерживались этого обычая.

Но здесь необходимо подчеркнуть, что к периоду раннего средневековья традиция деформации головы в этом регионе, хотя и значительно сократилась, но продолжала существовать. Более того, антрополого-этнографическими исследованиями было установлено, что у туркмен Средней Азии, таджиков Афганистана и некоторых малых этнических групп (например, джемшидов и хазара, живущих в окрестностях г. Герат) этот древний обычай сохранился вплоть до конца ХХ века.

В конце 1940-х годов советский историк Е.В. Жиров, обобщив имевшийся уже тогда обширный археологический материал по древним памятникам Средней Азии, опубликовал сводку о распространении обычая деформации головы в древности и выделил несколько её типов: круговую, теменную и лобно-затылочную. Круговую (или кольцевую) деформацию осуществляли путем накладывания младенцу специальных давящих повязок вокруг головы. В результате получали сильно вытянутую форму черепа. Археологами захоронения людей с таким типом деформации на территории бассейнов рек Сырдарьи и Амударьи найдены на нескольких десятках памятников II в. до н.э. - V в. н.э. Теменной и лобно-затылочный виды деформации осуществлялись при помощи деревянных дощечек, которые накладывали  на лоб и (во втором случае) затылок и туго стягивали их веревками. Следует отметить, что все три типа деформации зафиксированы и в других частях света.

Как уже упоминалось, в древности данная традиция была широко распространена по миру. Но не следует говорить о ее повсеместном распространении. Наоборот, обычай черепной деформации археологически фиксируется в отдельных очагах древних культур. При этом такие очаги не связаны между собой ни в пространстве, ни во времени. Так, например, деформацию головы практиковали в Южной Корее в так называемый самгукский период с I века до н. э. по VII век н. э. А в соседних странах в этот период времени данный обычай не зафиксирован.

деформация черепа

Несколько очагов описываемой традиции известны и на территории Нового Света. О самом позднем из них уже упоминалось – обычай деформации зафиксирован путешественниками  у некоторых племен бассейна р.Колумбия (чинуки). Также еще в начале XIX века отдельные случаи деформации головы наблюдались у индейцев племени чокто (чоктавы), проживавших на территории современных юго-востоке штатов Миссисипи, Алабама и Луизиана. В данном случае можно также говорить о древности этой традиции в данной местности. Почти за полтысячелетия до этого времени на этой же территории существовала так называемая миссисипская культура. На одном из памятников этой культуры – Надена (штат Арканзас) были найдены скелеты с удлиненными головами. Из 123 черепов, которые обнаружил археолог-любитель (и первооткрыватель этого памятника) Джеймс К.Хэмпсон, лишь 6 оказались нормальной формы. Остальные же имели лобно-затылочную деформацию. И опять же имеет место локальный характер распространения этого обычая, поскольку он не был зафиксирован на соседних территориях или в самой долине р.Миссисипи в более ранние времена.

Также традиция удлинения головы имела место у разных народов Древней Мексики. Самое раннее ее появление зафиксировано в древнейшей цивилизации этого региона – у ольмеков еще в I тыс. до н.э. До сегодняшнего дня дошло значительное количество ольмекских произведений искусства, прежде всего, статуэток из нефрита, изображающих людей с деформированными черепами. Позже этот обычай был перенят различными народностями цивилизации майя. Мы можем увидеть людей с вытянутыми головами на каменных стелах, фресках (Храм Надписей в Бонампаке), скульптурах. Археологами были найдены и собственно сами деформированные черепа. В Мексиканском заливе рядом с полуостровом Юкатан расположен маленький остров Хайна. Он известен тем, что здесь было обнаружены остатки небольшого поселения майя и огромного некрополя, содержавшего, по мнению исследователей, около 20 000 захоронений. Это был, несомненно, погребальный остров, существовавший как огромный кладбищенский комплекс  в период с VII по XII вв.н.э.

В одном из могильников острова из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 оказались мужскими. И в 8 случаях присутствует черепная деформация. Остальные 11 черепов  были женскими, из них только 4 имели деформацию черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составило 12:12 (т.е. 50%). В большинстве случаев деформация носила традиционный для майя лобно-затылочный характер.

В исследованных могилах на о.Хайна (их было раскопано более 1000) было также обнаружено огромное количество прекрасно сделанных  керамических статуэток, изображавших, как правило, представителей знатных кругов общества майя. Кстати, этот стиль керамики получил название «стиль Хайна», хотя на материковых памятниках майя подобных статуэток было найдено значительно больше. И среди них достаточно много фигурок людей с удлиненными головами. Это изображения правителей, жрецов, воинов, богато одетых женщин. Не вызывает сомнений, что традиция деформации у древних майя являлась прерогативой правящего класса в период расцвета этой цивилизации в I тыс. н.э. Этот тезис также подтверждается многочисленными изображениями на полихромной керамики майя периода расцвета этой цивилизации в VI – VIII вв. н.э. Сохранились тысячи таких сосудов, которые сегодня считаются подлинным шедевром древнемексиканского искусства. На них присутствует множество жанровых сцен из жизни правящих слоев майя и на большинстве из них представители правящей элиты изображены с удлиненными головами. Кроме того, есть изображения богов, в частности Кукулькана («Пернатого змея»), которые также имеют вытянутые головы.

майя вытянутые головы

Испанский монах Диего де Ланда (автор известного труда «Сообщение о делах в Юкатане», 1566 г.) описал, как майя "улучшают" форму черепа детей. На четвертый или пятый день после появления на свет новорожденного растягивали на специальной кушетке, а к затылку и лбу прикладывали две дощечки. Затем их крепко стягивали и закрепляли на несколько дней, оставляя ребенка страдать. Иногда из-за сильной боли дети умирали, но эта традиция, тем не менее, продолжала существовать у майя на протяжении столетий.

Другой испанский хронист Гонсало Фернандес де Овьедо в своей книге «Всеобщая и естественная история Индий» (1535) приводит беседу монаха и представителя народа  майя. На вопрос миссионера, зачем индейцы уродуют свои головы, его информатор ответил так: «Боги сказали нашим предкам, что если у всех будут такие головы, народ будет красивее, благороднее и сильнее перед лицом неприятностей».

Так же весьма распространенный характер имела практика деформации головы и в Южной Америке, главным образом на территории Перу и Боливии.  Деформированные черепа находили на памятниках различных культур – чавин, лаурикоча, паракас, наска, уари, тиауанако. Но их наибольшее количество было найдено на полуострове Паракас центрального побережья Перу.

В 1925 г. патриарх перуанской археологии Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры. Спустя два года был найден третий могильник. Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название Некрополь Паракаса. В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий, располагавшихся в основном в грунтовых могилах, а также в пещерных захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную археологическую культуру, назвав ее культурой Паракас и датировав ее расцвет примерно 300 г. до н.э. – 200 г. н.э.

Особые почвенные условия полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела погребенных подверглись естественной мумификации и, кроме того, прекрасно сохранились органические материалы. Поэтому археологи получили в свое распоряжение многочисленные образцы древних изделий из шерсти, дерева, кости, керамики древность которых превышает две тысячи лет. Культура Паракас стала известна, прежде всего, своими потрясающими изделиями из шерсти. Многоцветные шерстяные одеяла, пончо, тюрбаны, сотканные древними мастерами, сегодня по праву считаются лучшими во всем искусстве древней Америки.

И более половины из найденных в Паракасе костяков имели деформацию черепа. Причем в этой культуре практиковали как круговой, так и лобно-затылочный виды деформации. Возможно, это объясняется разным возрастом захоронений, но хотя эта культура существовала более пятисот лет, сегодняшние методы датирования не позволяют однозначно ответить на данный вопрос. Важно другое. На некрополе Паракас нет бедных погребений. Все захоронения принадлежат представителям социальной верхушки – вождям и жрецам. Это действительно был город знатных мертвых, подобный уже упомянутому могильнику на острове Хайна. Быть может, похороненных здесь людей объединяла не племенная общность, а своего рода кастовая, нечто подобное  жреческому ордену? Этим может быть объяснено и чрезвычайное единообразие погребального обряда на данном памятнике.

Подводя предварительные итоги можно сделать несколько выводов относительно загадки этой странной традиции. В первую очередь необходимо отметить широкую географию ее распространения как в прошлом, так и в настоящем. При этом локализация традиции носила очаговый характер. Одни народы практиковали деформацию головы на протяжении столетий или даже тысячелетий, а люди, жившие с ними по соседству, также на протяжении долгого времени, не уродовали свои головы. То есть идеологическая подоп  лека этого обычая не распространялась в ходе культурного взаимодействия от одних к другим.

Также не понятна мотивация данной процедуры. Единственное объяснение, уже обозначенное ранее – завет богов. Кстати, здесь уместно упомянуть еще один факт. В Китае на протяжении сотен лет существует культ древнего даосского божества Шоу Кси – бога долголетия. И сегодня в этой стране чрезвычайно популярны статуэтки Шоу.

  статуэтки шоу

При этом на всей протяжении своей истории этот божественный персонаж всегда изображался с чрезвычайно вытянутой головой. И что также интересно, уже в период династии Мин (1368–1644), а возможно и гораздо раньше, Шоу Кси ассоциировался китайскими астрологами со звездой Канопус. А Канопус (Альфа Киля) — звезда южного полушария, ярчайшая в созвездии Киля и вторая по яркости (после Сириуса) звезда на земном небосклоне.

Далее следует отметить, что несмотря на различные способы деформации черепа, главной целью этой процедуры служило удлинение головы. Некоторые медики считают, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств, способствовало возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивало риск негативных последствий для психического и физического здоровья человека в целом. Однако многие народы продолжали столетиями следовать этому обычаю, несмотря на имевшие место быть летальные исходы. В последние десятилетия многие  исследователи, пытаясь выявить причину традиции головной деформации, склоняются к нейрофизиологической версии. В том смысле, что изменение формы черепа должно оказывать влияние на различные области коры головного мозга и это, соответственно, должно вызывать изменения определенных психических и физических свойств человека. Но серьезные научные исследования в этой области не проводились. Это понятно, поскольку подобные исследования подразумевают многолетние и тщательные наблюдения над значительным количеством людей разного пола и возраста, имеющих черепную деформацию. Таким образом, важнейшие вопросы о назначении и происхождении этой странной традиции продолжают оставаться на уровне предположений.

Другая, еще более непонятная загадка древней истории связана еще с одним способом воздействия на голову человека. Речь идет о трепанации черепа. Трепанация это хирургическая операция с образованием отверстия в костной ткани черепа. Начиная с глубокой древности трепанация использовалась в медицинских целях для лечения различных заболеваний головного мозга. Эта операция была подробно описана в трудах знаменитого древнегреческого врача Гиппократа. Но археологические изыскания демонстрируют гораздо большую древность этого хирургического воздействия, уходящую во времена неолита. Один из самых древних трепанированных черепов был найден близ Лозанны (Швейцария). Исследователи датировали его серединой IV тыс. до н.э.

Лозана

Однако не это вызывает удивление. Люди, интересующиеся древней историей, хорошо знают о том, что во многих древних цивилизациях теоретические и практические познания в медицине достигали очень высокого уровня. Сегодня существует большое количество данных, свидетельствующих о том, что в большинстве древних культур Старого Света, будь то Египет или Месопотамия, Индия или Китай, уже тысячелетия назад врачи лечили большое количество болезней и выполняли сложнейшие хирургические операции. Благодаря недавним исследованиям на юге Египта были найдены мумии периода Древнего царства. В черепа трех мумии были вставлены золотые пластины. Это было сделано еще при жизни этих людей, после того как они перенесли трепанацию черепа. Т.е. уже в середине III-го тысячелетия до н.э. древнеегипетские врачи владели методиками, позволявшими им осуществлять такие сложные операции как трепанация черепа.

Впрочем, высокий уровень развития древнеегипетской медицины был известен давно, сохранились даже папирусы на медицинскую тематику. Другое дело, когда речь заходит не о столь высокоразвитых культурах, а о тех, что только еще стояли на пороге цивилизации.

Одно из самых загадочных свидетельств – уже упоминавшийся некрополь полуострова Паракас. Здесь было найдено огромное количество мумий, черепа которых имели отчетливые следы операций по трепанации черепа. Количество таких черепов на разных могильниках полуострова Паракас составляло от 40 до 60% от общего числа! Такой процент превышает все разумные пределы. Первоначально исследователи считали, что это следы операций по лечению серьезных травм головы, полученных воинами в сражениях. Одним из самых распространенных видов боевого оружия в те времена была палица или дубинка. Но представители культуры паракас, судя по их  погребальному инвентарю, не были воинственными.

череп со следами трепонации в Перу

Иное дело – другая древняя индейская культура – мочика, существовавшая на севере Перу примерно в то же время, что и культура паракас. Индейцы мочика отличались крайней воинственностью и постоянно вели боевые действия со своими соседями. В этой культуре также известны черепа со следами трепанации, но их крайне мало, а процентное соотношение к общему числу костных останков не идет ни в какое сравнение с тем, что имеется в Паракасе. Кроме того, здесь найдены черепа, имеющие по несколько (иногда до пяти) следов операций на черепе.

По костным останкам палеонтологи легко устанавливают, выжил ли человек после подобной операции или нет. Дело в том, что при удачной операции отверстие в черепе постепенно зарастает и зарастает по периметру губчатой костной тканью. Если же череп не имеет следов заживления, это означает, что пациент умер во время операции или вскоре после нее. Так вот на некоторых могильниках количество черепов со следами успешных операций превышает 80%!

В древности было известно несколько техник трепанации черепа: постепенное соскабливание кости, вырезание прямоугольного (квадратного) отверстия, вырезание по кругу или высверливание по кругу маленьких дырочек (перфорация), а затем вынимание получившейся «крышечки». В Паракасе использовалось как соскабливание кости, так и ее вырезание. В среднем диаметр таких отверстий на черепе составлял 4-5 см, но в исключительных случаях диаметр мог достигать 7,5-8 см, т.е. трепанируемая площадь составляла почти 90 см²! И человек после этого оставался жив.

В одном из погребений был найден целый набор хирургических инструментов, в который входили: обсидиановые ножи различных размеров, ложка, сделанная из зуба кашалота, иголки с нитками, бинты и хлопковые шарики-тампоны. При помощи таких вот простых инструментов древние медики успешно вскрывали черепа своих соплеменников. В Паракасе найдены несколько черепов, где отверстия были закрыты тонкими золотыми пластинами. И эти пластины успели зарасти по краям новой костной тканью. В других случаях отверстие закрывались бронзовыми пластинами или заплатками из высушенной кожуры тыквы.

Череп с золотой пластиной

Практика трепанации черепов известна не только в Паракасе. В Перу черепа со следами операций были найдены в соседнем районе – Наска, в окрестностях Куско, древней столицы инков, на севере – в культуре мочика и других местах. Известны трепанированные черепа на памятниках бассейна озера Титикака, относящиеся к культурам тиауанако и уари. Но нигде, кроме Паракаса нет такой высокой концентрации данного типа костных человеческих останков. Более того, после исчезновения культуры паракас, причина которого не установлена, во всем регионе резко снижается количество находок черепов со следами трепанации. С чем это связано? С исчезновением большинства врачевателей, владевших данной техникой или с чем-то иным? Почему именно на этом полуострове была столь распространена трепанация черепа. Некоторые исследователи полагают, что здесь был своего рода лечебный центр, мастера которого в совершенстве владели этим видом операций. И в этот центр съезжались представители других народов. Но если б это было так, то выздоровевшие пациенты должны были разъезжаться по домам. Если же они умирали, их могли похоронить и на месте. Но погребальный обряд в могильниках Паракаса достаточно однообразен. Здесь нет захоронений чужаков. Получается, что все прооперированные пациенты принадлежали одной местной культуре.

Следует также отметить, что в Древней Америке, как в Перу, так и в Мексике, трепанации (в том числе неоднократной) подвергались люди как с деформированными, так и с обычными головами. Кстати, в Древней Мексике существовал еще один «очаг» массовой трепанации. Речь идет о цивилизации сапотеки в Оахаке, существовавшей со II по IX века н.э. Но сапотеки не достигли такого размаха по количеству операций на черепе, как жители Паракаса. Также интересен еще один момент. Захоронения с трепанированными черепами отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а сами жертвы древних хирургических экспериментов относились к представителям низкого социального статуса. И это является принципиальным отличием от культуры паракас, в которой трепанации подвергались представители социальной элиты.

Известный отечественный публицист Всеволод Овчинников в своей книге «Вознесение в Шамбалу» приводит интересный факт:  «В Тибете давно заметили, что дар ясновидения люди чаще всего обретают после мозговой травмы. И задались целью открывать «третий глаз» искусственно. Отобранному по особым принципам монаху делают операцию, нередко сопряжённую со смертельным исходом. В середине лба высверливают отверстие, на несколько дней закрывают его деревянным клином с целебными мазями и дают зарасти». Что интересно, черепа с трепанацией в центре лба известны и в Южной Америке, в частности, в бассейне озера Титикака.

трепанация лба

Выдающийся отечественный психофизиолог Л.П.Гримак считал, что трепанация левой височной кости черепа, очень распространенная среди древних культур Америки, осуществлялась для подавления левого полушария головного мозга и, как следствие, активации правого полушария. Таким образом древние пытались усилить паранормальные способности человека. Гипотеза спорная, так как в большинстве древних культур (и не только американских) существовали менее кардинальные способы трансформации сознания и психики – от использования растительных психоделиков до различных практик медитации. Существует и более экзотическая гипотеза, согласно которой трепанации осуществлялись для достижения постоянного состоянии измененного сознания. Т.е. это являлось своеобразной техникой подготовки древних жрецов.

Однако все эти гипотезы не объясняют факта концентрации в одном месте такого количества остатков людей со следами операций на голове. И хотя подобное хирургическое вмешательство в качестве лечения не следует отрицать, но многочисленные и массовые трепанации явно не были вызваны медицинскими целями. Поэтому данная загадка древней истории еще ждет своего решения.

Путешественник, археолог, к.и.н. Андрей Вячеславович Жуков

Источник

 
ТАЙНЫ УТРАЧЕННОГО НАСЛЕДИЯ, РЕКОМЕНДУЕМ: 

Палеоконтакт и камни ики. Андрей Жуков

Жили старые люди. Сергей Алексеев

Закон захоронений. Александр Белов

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии