Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

КРЕПОСТЬ КАМПЫРТЕПА

 КРЕПОСТЬ КАМПЫРТЕПА

Уникальный античный памятник древней Бактрии, крепость Кампыртепа расположена на берегу Амударьи (в древности Окс), в 30 км к северо-западу от г. Термез, на самом юге Сурхандарьинской области Республики Узбекистан.

Кампыртепа возникла во времена походов Александра Македонского или несколько позже. Она была возведена на краю правого высокого берега реки, изрезанного сеткой оврагов с пологими устьями и природными цирками, чрезвычайно удобными для устройства переправы, с созданием и функционированием которой связана история крепости: она располагалась на магистральной дороге, соединявшей столицы двух соседних государств — Бактрии и Согда.

За почти 40 лет, прошедшие с открытия памятника академиком АН РУз Э. В. Ртвеладзе, территория крепости кушанского периода была изучена более чем на 70 %. После проведенной реконструкции Кампыртепа стала музеем под открытым небом и была внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы последних лет, проводимые Институтом археологии, позволили установить, что изначально жизнь на поселении концентрировалась на террасных склонах оврага, где выявлены мощные — до 10 м — культурные слои эллинистического периода. Использовавшиеся здесь строительные технологии и приемы, а также керамический комплекс и обнаруженные при раскопках находки — монеты, предметы быта и культа, хозяйственные орудия, военное снаряжение, фрагменты греческого письма и др., свидетельствуют если не о непосредственном присутствии на Кампыртепа греческих поселенцев, то о глубоком проникновении греческих инноваций в самые разные сферы жизни бактрийцев в эллинистический период.

Экспедицией Института исследованы около полутора десятков помещений кушанского периода и два крупных жилых комплекса раннеэллинистического времени. Последние демонстрируют уникальные образцы архитектуры и строительной технологии, для которых характерно использование природного рельефа местности, в частности террас, возведение построек из сырцового кирпича в сочетании с вырубкой помещений в толще материковой породы, устройство искусственных платформ и дренажных систем. Получен богатый комплекс керамики и индивидуальных находок, свидетельствующий о тесных торговых связях, в том числе с греческими городами южной Бактрии, в частности Ай-Ханумом, и городами Индии.

В селевкидский и греко-бактрийский периоды вокруг поселения, обслуживавшего переправу, по всей видимости, не существовало фортификационных сооружений. Лишь позднее, когда Греко-Бактрия пала под ударами кочевых племен, на Кампыртепа выделяется ядро цитадели, которое обносится мощной крепостной стеной. В I в. н. э., во время становления и расцвета Кушанского государства, здесь возникает крепость с мощной фортификацией, построенной по единому плану, площадь которой расширяется до 3,5 га. Богатейший материал, в том числе нумизматический — на памятнике найдены тысячи монет, — полученный из кварталов единовременной жилой застройки периода от Сотера Мегаса до Канишки I (середина I — первая половина II в. н. э.), стал эталонным для раннего периода Кушанской империи.
Автор - К.и.н. Н.Д. Двуреченская
 
Наивысшего расцвета город достиг в эпоху правления Канишки I (первая треть II в. н.э.). В эту эпоху были созданы наиболее благоприятные условия для развития международной торговли и культуры. Наиболее многочисленны археологические находки, относящиеся именно к кушанскому периоду. Так найдено буддийское святилище, построенное с внешней стороны крепостной стены городища, как дань греко-бактрийской традиции. В то же время архитектура святилища – зороастрийская и представляет собой целлу с обводным коридором. В его основании была найдена терракотовая фигурка сидящего Будды, в которой одновременно воплощены черты Будды и Ахура Мазды – божеств господствующих в то время религий зороастризма и буддизма.

Также найдены монеты различных эпох, древне-бактрийские папирусы. Интересно, что в правление Канишки I на монетах помимо Будды изображались божества еще более 30 различных религий, что является еще одним подтверждением царившей в ту эпоху атмосферы толерантности и религиозной терпимости, изначально заложенной в философии буддизма.

Источники:
http://www.advantour.com
http://www.centrasia.ru
http://www.allcastles.ru
http://nfd2009.ru
 
From:
Другие материалы в этой категории: « Чор-Бакр «Каменный лес» в урочище Джаракудук »