Вход

Новоромановская писаница

Первая и Вторая Новоромановские писаницы

Новоромановские писаницы расположены на правом берегу р. Томи, выше и ниже устья р. Долгой, напротив с. Новороманово (Яшкинский район, Кемеровская область).

Основной массив изображений локализуется на валунах, плоскости которых имеют положительный угол наклона. Расположены они непосредственно у уреза воды и подвержены воздействию паводковых вод и льда в периоды ледохода и разлива реки, из-за чего многие изображения практически не различимы на фоне скальной поверхности. Часть петроглифов памятника находится на вертикальных плоскостях скальных выходов, расположенных выше по течению от основного скопления рисунков.

Впервые изображения Первой Новоромановской писаницы, открытой студентом А. Корчугановым, были скопированы в 1967 году сотрудниками лаборатории археологических исследований Кемеровского педагогического института В.В. Бобровым, Ю.М. Бородкиным и Э.И. Биглером под руководством заведующего лабораторией А.И. Мартынова. В 1991 году на памятнике работала экспедиция музея-заповедника «Томская Писаница», выявившая новые рисунки. В 1993 году И.Д. Русаковой и Е.С. Бариновой была открыта расположенная неподалеку Вторая Новоромановская писаница. В 2007–2008 годах совместной экспедицией Института экологии человека СО РАН и музея-заповедника «Томская Писаница» для полноценного документирования петроглифов Первой Новоромановской писаницы скальные поверхности с рисунками были расчищены от лишайников и мхов и скопированы заново.

В результате расчистки удалось выявить много новых изображений, изменивших существовавшие представления о памятнике. Это лыжник, уникальный «солнцеголовый» персонаж с признаками женского пола, лоси, стоящие на задних ногах, изображения личин, а также рыбы (до сих пор был известен единственный рисунок рыбы на Томской писанице). На Новоромановских писаницах представлено несколько устойчивых композиций, характерных для наскального искусства эпохи бронзы – «лось (лосиха) и лодка», «лось (лосиха) и медведь», антропоморфный персонаж на лодке и др. Основная масса изображений относится к различным периодам эпохи бронзы, и лишь небольшая часть рисунков может быть отнесена к более позднему хронологическому пласту.

Фото: Миклашевич Е.А., материал: Мухаревой А.Н., источник: http://rockart-studies.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Висячий камень Азасская пещера »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии