Вход

Тмутаракань

View the embedded image gallery online at:
http://dostoyanieplaneti.ru/4561-mutarakan#sigProId42629f5d10

Тмутаракань

Тмутарака́нь — один из древнейших городов Таманского полуострова, расположен на территории нынешней станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Город носил это название в том числе, когда входил в состав Киевской Руси.

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (др.-греч. Ἑρμώνασσα) в VI век до н. э. Вошёл в состав Боспорского царства. С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь. Неподалёку от города располагался храм Афродиты. В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I.

В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тументархан, которое происходит от тюркского титула тархан и слова тумен, обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек. Вскоре после распада Тюркского каганата Тументархан стал хазарским и в источниках IX—X веков иногда именовался Самкерц. В результате воздействия набегов Тумантархан превратился в крепость. Византийское влияние не прекратилось: земляночные и юртовые постройки для города не характерны. В это время население города было полиэтничным — здесь селились греки, армяне, хазары, аланы. Пёстрой была и религиозная ситуация: христианство соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле. Также жители занимались виноделием.

После разгрома Хазарского каганата в 965 году (или, по другим данным, в 968—969) киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Руси. Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань) — столица древнерусского Тмутараканского княжества (2-я половина X — XI). В это время известен как крупный торговый город с гаванью. Через Тмутаракань поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе продолжали жить зихи, греки, аланы, хазары, славяне и армяне. В 1022 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракани с 988 по 1036 год, построил здесь церковь Богородицы. Князь Ростислав Владимирович самостоятельно правил в Тмутаракани в 1064—1066 гг. В 1068 году князь Глеб Святославич «измерил море» от Тмутаракани до Корчева (Керчи) (о чём сохранилась надпись на Тмутараканском камне). В 1079 году правивший в Тмутаракани Олег Святославич Черниговский был схвачен местными жителями — козарами, и по соглашению с императором Никифором III Вотаниатом, с которым киевский князь Всеволод Ярославич был в союзе, сослан на Родос. После этого Тмутараканью три года управлял посадник Всеволода Ратибор. Володарь, сын отравленного византийским катепаном Херсонеса Ростислава, и Давид Игоревич изгнали посадника Ратибора (1082). В 1083 году при поддержке Византии Олег Святославович захватил Тмутаракань. С этого времени, и пока Олег Святославович не вернул себе Черниговское княжение (1094), Тмутаракань находилась под контролем Византии. Сохранившиеся печати Олега подтверждают сложившуюся ситуацию.

После 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. На протяжении XII века в византийских источниках Таматарха и окрестности упоминались как принадлежащие империи. В 1040-х годах Иоанн Цец писал о «стране матархов» как о части империи. Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12−14 метров.

Раскопки производятся с XIX века и до настоящего времени. На памятнике открыты фундаменты храма начала XI века (отождествляются с построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церковью св. Богородицы) с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощёные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется — дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружён несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединённая с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником.

Источники: http://rec.gerodot.ruhttp://nado.znate.ruhttps://ru.wikipedia.org

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Горгиппия Идолы Уруштена »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии