СМИ
Вход

Городище Халчаян

Городище Халчаян

Халчаян - древний город, существовавший в период с середины I-го тысячелетия до н. э. и до конца III века н. э. на территории современного Узбекистана. Развалины Халчаяна находятся на территории Денауского района Сурхандарьинской области, у селения Халчаян, близ небольшого сурхандарьинского города Денау, в долине реки Сурхандарья, притока Аму-Дарьи, древнего Окса.

Раскопки здесь проводились в 1959—1963 годах, под руководством Г. А. Пугаченковой. При этих работах удалось открыть остатки крепостной стены, опоясанной рвом, дома горожан и торговые кварталы. Архитектурный стиль представляет собой некий симбиоз из эллинистической традиции и местного, бактрийского зодчества. В открытом кушанском дворце раннего периода (I век до н. э.) сохранились созданные в реалистической манере фрески и глиняная, раскрашенная скульптура. Большое историческое значение имеет настенная живопись, изображающая придворную жизнь начала кушанской истории — парадные выезды царей, дворцовые приёмы, вооружённая конница. Уникальны также реалистически исполненные портреты царя, его семьи и придворной знати. Обнаружены также расписные изображения народных гуляний и религиозных обрядов: с музыкантами, маскарадами и комедиантами.

При раскопках Халчаяна было сделано значительное количество уникальных археологических находок: терракотовой скульптуры, керамической посуды, монет, предметов быта жителей древности. 

Произведенные в шестидесятых годах прошлого столетия раскопки самого большого холма вскрыли руины античного дворцового здания, возведенного на рубеже нашей эры. После расчистки многометрового культурного слоя стало видно, что главный фасад дворца был выделен четырехколонным айваном. Крышу здания покрывала черепица, а верхние парапеты имели завершения в виде зубцов-мерлонов со стреловидными прорезями. Три обширных дверных проема вели через айван в высокий парадный зал, из которого можно было пройти в небольшое помещение с двумя колоннами – возможно святилище. Колонны были деревянными, однако базы, на которых они покоились, высекались из камня и напоминали базы античных колонн. Во дворце было еще множество комнат и коридоров. Со временем первоначальное предназначение дворца как резиденции правителя изменилось, и он превратился, как считают некоторые ученые, в «дом обожествления предков».

Дворцовый айван был украшен стенной росписью и статуями. От живописи остались лишь незначительные фрагменты: на ярко-красном фоне белые цветы, побеги, плоды и виноградные лозы. Кое-где видны силуэты мужских фигур, у которых ясно просматриваются лишь руки.

В главном зале были устроены суфы для сидения, над ними стены были заштукатурены белым алебастром, а на высоте трех метров размещались скульптурные композиции. Круглая и горельефная скульптура, выполненная из пластичной лессовой глины на каркасе из камыша, с помощью специальных штырей прикреплялась к стенам. Скульптурные композиции представляют светские сюжеты: царская чета, аудиенция у правителя, прославление доблести кушанских воинов. Все статуи были загрунтованы белой краской и раскрашены. В раскраске лиц преобладали оттенки розового и густо-красного, а глаза – ярко-голубого и черного цвета на белом фоне. Одежды персонажей были расцвечены оранжевыми, охристыми, красными, зелеными тонами. В неярко освещенном помещении на трехметровой высоте создавалось иллюзорное впечатление оживших статуй. Самое замечательное то, что все сохранившиеся лица скульптурных изображений носят ярко выраженные индивидуальные, портретные черты, в которых даже угадывается этническая принадлежность персонажей – парфян, арийцев, бактрийцев, кушан, юэчжей. Халчаянская скульптура весьма своеобразна, и в то же время в ней явственно проступает влияние культуры эллинизма.

Городище Халчаян вскрыто и изучено далеко не полностью. Но уже сегодня ясно, что скульптура из его дворца является выдающимся художественным явлением.

Источники: http://www.manzaratourism.comhttp://contrafacts.ruhttp://www.silkadv.comhttps://ru.wikipedia.orghttp://www.giam-grh.com

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Ступа Зурмала Сармишсай (Сармыш-Сай) »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии