Вход

Алтай Таван Богд

Алтай Таван Богд  (Altai Tavan Bogd)

Алтай Таван Богд - национальный парк, расположен на территории аймака Баян-Улгий в западной части Монголии. Имеет общие границы с Россией и Китаем. Территория национального парка включает в себя хребты Монгольского Алтая с обширными массивами курумов. К северу от парка возвышается пик Куйтэн-Уул — самая высокая точка Монголии (4374 м). Вблизи от неё находится ледник Потанина.

В Алтай-Таван-Богд помимо богатого природного мира имеется ряд исторических памятников культуры.

Таван-Богдо свят для местного кочевого населения, поэтому на территории запрещена охота. Условия проживания в здешних местах были привлекательны издревле. Сейчас на территории парка сохранилось множество исторических памятников культуры - каменные изваяния, наскальные рисунки и курганы периода скифов, гуннов и тюрков. Здесь можно увидеть крупнейшие петроглифы периода гуннов (около 200 лет до н.э.). Ученые утверждают, что именно Гунны послужили причиной строительства Великой Китайской стены для китайского императора Цинь Ши Хуанди. 

Петроглифы:  В экспедиции под руководством научного руководителя,  член-корреспондента РАХ, д.ф.н.,профессора Шишина М.Ю. в Западную Монголию, в национальном парке «Алтай Таван Богд» была обнаружена несколько раз повторившаяся композиция с солнечным оленем. Как известно, этот образ был широко распространен в Евразии и воплощает миф, который очень важно с большой точностью воспроизвести для слушателей, тем самым, заметим, создать «облако смыслов». Согласно этому мифу, солнечный олень для блага людей похищает богиню-Солнце у царя подземного мира и выносит на своих рогах. В полдень проснувшийся царь пускает по следу оленя псов-волков, которые, догнав оленя, разрывают его на части, отчего закат окрашивается в красные цвета. Но, возродившись на следующее утро, олень вновь выносит солнце на небосклон. Его рога – подчеркнуто громадные, а фигура показывается в беге или даже в полете (тонкие поджатые ноги), прямо следуя мифу. Закатное небо особенно прекрасно в Монголии, а рядом с громадными композициями кажется, что наступает момент мистериального единства природы, древнего изображения, красивых по форме скал. Важно не только пересказать миф, но еще акцентировать внимание на стилистических особенностях исполнения рисунка – большие рога, поджатые ноги оленя, ориентация рисунка на окружающие вершины и стороны света. Надо подчеркнуть и то, что петроглиф не только является иллюстрацией мифа, но воплощал ряд важных мировоззренческих установок (художественное задание). Пластическое единство изображения с формой окружающих гор, наличие в композиции главных и второстепенных персонажей, тонкая наблюдательность древнего художника по отношению к повадкам, движениям животного говорят не только о высоком вкусе, наблюдательности и художественной одаренности безвестного мастера, но и о признании им единства мира, глубокой связанности с ним.

Петроглифы парка «Алтай Таван Богд» Рисунки на скалах петроглифы в районе реки Cагаан-Сала (N 49°20.763' E 088°20.019') и реки Бага-Ойгор тянутся на 20 км.по склонам гор. Как правило они занимают все гладкие и блестящие на солнце поверхности скал, камней, лежащих на земле плит. На них изображены как отдельные животные так и сюжетные композиции охотников-лучников, перекочевки, погони за животными, поединки. Каменные галереи такого масштаба являются большой редкостью в мировой практике. Сохранившиеся изображения относятся к различным периодам древней истории, охватывающей период почти в 10 000 лет. На наскальных рисунках оказались изображенными животные, которые жили на этой территории 14-16 тысяч лет назад, это позволило ученым сделать вывод, что часть найденных рисунков относится к числу самых древних изображений каменного века в Северной Азии. За выдающуюся художественную и историческую ценность, а также за масштабность комплекс был внесен в Список культурного наследия ЮНЕСКО в 2014 г. Представим некоторые наиболее ценные и характерные образы и сюжеты из этого комплекса. Самыми древними из разведанных памятников в настоящий момент можно считать рисунки быков и лошадей. Образ быка наиболее широкое распространение получает в эпоху энеолита, хотя возникает он еще в палеолите. «Образ человеко-быка, впервые появившийся в палеолитических рисунках Западной Европы, существовал на протяжении тысячелетий, переходя от одного народа к другому, из одной культурно-исторической эпохи в другую». Есть многочисленные свидетельства, которые убедительно показывают связь образа быка с божествами земли и воды. Ряд отечественных и зарубежных исследователей (Кенинг, Ларичев и др.) считают, что этот образ не только отражает охотничью магию, но и глубоко символичен. Серп луны ассоциировался с рогами быка, а луна почиталась как явление природы, помогающее вести отчет времени, таким образом закрепляла связь луны и быка и одновременно бык приобретал астральные, небесные атрибуты. Появление рядом с быком образа коня, по-видимому, также не может быть объяснено исключительно исходя из охотничьей магии. Лошадь впервые была приручена протоиндоевропейцами, и наиболее ранние сведения о ее приручении относятся к концу IV тыс. до н.э. В III тыс. до н.э. сложился культ почитания лошади. Конь играл символическую роль в погребальном обряде народов Евразии. Установлено, что в представлениях древних народов он не только служил хозяину после смерти, но и переносил умершего в загробный мир. В этом качестве он замещает более древний образ оленя или лося. Древнейший миф о солнечном олене впоследствии был перенесен и на коня. И таким образом, сформировались представления о солнечном коне, который не только перевозит солнечного бога, но и порой сам ассоциируется с солнцем. Данная группа петроглифов, наряду с художественной выразительностью, также раскрывает черты мировоззрения жителей Таван Богда в далекой древности.

Среди наиболее ценных в художественном плане петроглифов стоит считать рисунки на камнях, возникшие в так называемое скифское время. Единый стиль изображений позволил археологам датировать основной массив рисунков раннескифским временем.

Центральную часть композиций очень часто занимают олени или горные бараны, что укладывается в уже известную по другим регионам схему иерофании– проявления священного. В центральной части композиции, которая чаще всего в других композициях дешифруется как ось, центр мира, располагается сцена охоты – изображение охотника, стреляющего в оленя. Не исключено, что в этом сюжете отразился евразийский архетип космической охоты. «Сибирская легенда и русская сказка об «Олене-золотые рога», западноевропейский сюжет «дикой охоты» бога-громовника, сопровождаемого собаками, реконструируется как весьма древний (восходящий к более древним временам, чем эпоха бронзы) миф о том, что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится божество преисподней, к концу дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь». Семантически связана с ней и сцена нападения хищника (волка) на оленя. В зрелый период пазырыкской культуры сцена терзаний копытного хищным животным получит яркое развитие.

Изображение горных козлов – козерогов, поражавших древних людей неутомимостью, скоростью передвижения и возможностью жить выше всех животных, за границей вечных снегов, традиционно связывается с солнечным культом. Кроме того, козерог наделяется особыми свойствами помогать человеку достичь после смерти «небесных пастбищ». Таким образом, одна из возможных версий интерпретации этих сюжетов – перекочевка на небесные пастбища.

Оленные фризы в эпоху расцвета пазырыкского искусства станут одним из излюбленных мотивов. В этой части располагается большая часть сюжетных композиций: сцены охоты, человек, ведущий лошадь на поводу, изображение оленя, окруженного волками или собаками. Согласно трехуровневой модели мира, которая присуща всем традиционным и древним культурам, этот ярус мы могли бы связать с миром людей и подземным миром, силами земли, дарующими изобилие (буквально воплощенное в выбитых стадах копытных животных) и плодородие, что косвенно подтверждает иерогамная сцена. Одним из первых, кто составил типологию и попытался объяснить семантику образов скифского искусства на Алтае, является В.Д. Кубарев. Им выделены существа, несущие солярную символику, – орлы и другие птицы, кони, олени, козлы, которые, в зависимости от семантического контекста, могут маркировать собой небесный уровень мироздания и мир людей; хтонические животные – хищные звери – волки, снежные барсы, грифы и химерические сочетания волков-грифов, пьвов-грифов, получивших название грифонов. Кубаревым предложена интерпретация сцен терзаний копытных хищниками как финал космической погони, где олень или козерог передают образ светлого небесного божества, а хищник исполняет роль преследователя, поглотителя. «Сцены нападения (терзания, благостного поедания) становятся изобразительным каноном в скифо-сибирском искусстве» [9, с. 163]. Древнетюркское время – важный этап в истории степей Евразии. Центр культурогенеза и этногенеза перемещается на Алтай. Хронологически этот период охватывает 6-10 вв. и связан с существованием крупных государственных объединений тюркскоязычных этносов. Первый каганат – раннефеодальное государство тюрков, сложившееся в 552 году в результате разгрома племенными объединениями тукю и теле жужанского каганата. Влияние тюрков в это время распространялось на громадное пространство от Хуанхэ до Волги. В 604 году, в результате междоусобицы, он распадается на Восточный и Западный каганат. Территория Алтая входила в состав Восточного каганата, который в 630 году подчинил себе Китай.

Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г.Е. Грум-Гржимайло писал, что «обоготворение той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета, названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или богатырей». Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает: «У каждого рода есть сведения опочитаемой родом своей горы, считающейся покровителем рода. … К культу гор следует отнести также обычай, распространенный в Монголии, Тибете, у бурят и на Алтае, сооружать на вершинах гор, на горных перевалах и проходах кучи камней в честь горы или ее "хозяина", т.е. горного духа, путем бросания камня каждым прохожим. Такие кучи камней известны под названием "обо". У буддистов "обо" украшаются "хадаками" (продолговатым и шелковыми платками), "дарцаками" (кусками) ткани с отпечатанными на них буддийскими молитвами и изображениями воздушного коня и др.), лентами на высоких жердях и т.д.". Современный обряд сакрализации гор в Монголии обрел государственный статус. Его осуществляет Президент страны, в обряде участвуют высшие ламы, члены правительства и многие другие известные и почитаемые люди. Обряд жертвоприношения любой горе начинается с похвалы Алтаю согласно обычаям шаманизма, при этом считается, что Дух Алтая радуется, и успокаиваются злые силы. После гимнов следует чтение буддийский сутр, что сопровождается обрядом "Сан тавих", что обозначает возжигание сухого измельчённого можжевельника. Далее следует официальное государственное жертвоприношение Божеству Горы. Одним из центральных элементов обряда является стрельба из лука Президентом Монголии в направление главного священного пика, таким образом доводится обрядовое послание до Неба – Тэнгри. В обрядах используются следующие символы: Колесо – сокровище: символ непобедимости; Хатан (княгиня, царевна) – сокровище: символ верности; Князь – сокровище: символ мудрого управления; Чандмань– сокровище: символ исполнения пяти желаний; Конь – сокровище: символ путешествия по миру; Слон – сокровище: символ богатства; Полководец – сокровище: символ уничтожения зла. Эти семь сокровищ символически закладываются в основание каменной выкладки обона (обо), официально подготовленной для них. Считается, что внизу обона находится Бог, поэтому людям следует осторожно обращаться к обону.

В поминальных комплексах древних тюрок в долинах парка археологами описано большое число древнетюркских изваяний. В основном они изображают мужчин-воинов моноголоидного типа, с усами и бородой. Почти все они держат в правой руке сосуд, а левая лежит на наборном поясе или оружии. Некоторые изваяния имеют декоративное убранство в виде гривны, ожерелья, головного убора, схематично переданной одежды, браслетов, оружия, сумочки на поясе и точила. Ряд изваяний достаточно реалистично передает образ умершего, что позволяет говорить о хотя бы отдаленном портретном сходстве. Кроме изваяния, в поминальный комплекс древнетюркского времени входили также поминальная оградка, балбалы и стелы. Поминальная оградка представляла собой прямоугольное в плане сооружение из поставленных на ребро каменных плит, внутри ее делалась наброска из валунов, гальки и камня. В.Д. Кубарев считает, что оградка символизирует жилище – последнее пристанище души умершего, изваяние его самого, а балбалы– символические коновязи.

Источники: http://kononenko-vadim.livejournal.comwww.altstu.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Бугутский рунический камень