Вход

Балымер

View the embedded image gallery online at:
http://dostoyanieplaneti.ru/4018-balymer#sigProId26fdb56c60

Балымер (Булымер, Балымерское городище)

Балымер  — городище Волжско-Камской Булгарии (совр. Спасский район Татарстана), близ села Балымеры.

Балымерское городище сохранилось до настоящего времени, расположено на южной окраине села и занимает примерно 3,5 га. Балымерское городище соединено земляным валом с укрепленным замком или крепостницей — Маклашеевским II городищем и наблюдательным пунктом на мысу с одной стороны и сторожевой заставой на месте более древнего городища «Шолом». За валом находились жилые и хозяйственные постройки посада и ремесленные усадьбы. Протянувшаяся на несколько километров, поселенческая агломерация была, очевидно, важным торговым центром этого района. Свидетельством тому являются соответствующие находки, которые были сделаны в этом районе.

Могилы и курганы относятся к захоронениям волжских булгар и викингов IX — X вв., а также кочевников времен «Золотой орды» XIII — XIV вв. Существует мнение, что именно в Балымере арабский путешественник Ибн-Фадлан наблюдал погребальную церемонию викингов (т.н. погребение в ладье), описанную им в своих воспоминаниях. Изучался в 1882 г. П. Пономаревым и Н. Лихачевым.

Решение о принятии на государственную охрану содержится в постановлении Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 года. Этим же постановлением поставлено на охрану Балымерское городище II, которое датируется IV—VII вв. и располагается в 3 км северо-западнее с. Балымеры.

Как пишет казанский историк и археолог Искандер Измайлов: «курганы располагались группой, состоящей из 25 насыпей, которые находились на расстоянии 1 версты к СЗ от деревни Балымер (по дореволюционному написанию — Булымер) на берегу Волги на высокой террасе, поросшей дубовым лесом… Всего в разные годы было исследовано 15 насыпей. Курганы имели куполообразную форму, высотой не более 0.7-0.9 м и шириной от 6.3 до 8.5 м».

Из путеводителя по Волге XIX века: На возвышенности, идущей от Спасска к реке Утке, лежит село Никольская полянка. В нём есть церковь во имя Пресвятой Богородицы, построенная в 1778 году. Первое заселение Полянок было в начале 17 столетия. Царь Борис Годунов возвёл Тетюшскую засеку для защиты границ Казанского царства и основал здесь затинный городок, или острожек. В древних документах, хранящихся в помещичьем доме этого села, оно называется Острогом и Полянским городком. При имении есть урочище, по которому в северную сторону идёт земляной вал. Трудно сказать, кем он насыпан, — пишет Н.Боголюбов, — но близость деревни Балымер заставляет предполагать, что этот вал — остаток древнего болгарского города Балымата. Тем более, что Балымер иногда называется и Балыматом, что видно из древних актов на земли этой деревни. Балымат, в числе прочих приданных городов, отдан был князю Фёдору Ростиславичу Смоленскому.

Курган Шелом – Шолом. Еще в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» (1890-1907) указывалось: «Шелом, курган в Казанской губернии - так называется большая насыпь или курган, вышиной до 10 саженей и в окружности до 200 саженей, на левом берегу реки Волги, близ села Болымера, в Спасском уезде Казанской губернии, на месте, как предполагают, древнего булгарского города Болымата. Много ям — следов деятельности кладоискателей. Предание говорит, что сбоку насыпи прежде виден был проход с железными дверями. Вблизи Шелома в 1862 г., при распахивании, был найден горшок с древними монетами четырех арабских халифов. Часть этой находки досталась известному казанскому археологу А.Ф.Лихачеву и впоследствии поступила в казанский городской музей».

А Михаил Суперанский в книге «Симбирск и его прошлое» (1894) писал: «Щучьи горы, то зеленые, то желтые, тянутся длинною цепью, а деревня Балымер, стоящая на развалинах древнего болгарского города Балымата, от которого и следа не осталось, жмется к обрывам гор. Здесь около берега есть громадная насыпь, уже прорытая искателями кладов, и потому чернеющая своими ямами. Этот курган называется «Шелом», и предание говорит, что здесь где-то существуют железные двери, ведущие в потаенные камеры, где сложены несметные богатства». 
Легенда о сокровищах Шолома не только передавалась устно от поколения к поколению. Сто лет назад в Санкт-Петербурге была выпущена 22-томная книга "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества". В ней упоминается огромная насыпь в селе Балымеры (вышиной - более 10, в окружности - около 415 метров) и народное предание о том, что в боку этого кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства сокровища. Охотники до чудес и кладов издавна интересовались Шоломом и находили в Балымерах разные древние вещи и монеты. Книга упоминает лишь об одном кладе, найденном осенью 1862 года при распахивании межи: это был глиняный сосуд, наполненный монетами, которые стали вскоре достоянием известного казанского ценителя древностей А. Лихачева».

Споры археологов.
Среди археологов между тем тоже шли споры. Еще в 1877 году С. Шпилевский в своей книге "Древние города и другие булгаро-татарские памятники Казанской губернии" сослался на свидетельство Мельникова, побывавшего на Шоломе в 1858 году и увидевшего на нем несколько ям, вырытых кладоискателями. Размеры холма с тех пор значительно уменьшились. В начале XX века у подножия Шолома образовались два оврага, которые соединились между собой и отрезали холм от берега. Они уничтожили также южный, восточный и северный склоны Шолома и сильно повредили центральную часть насыпи. В 1913 году местное земство вело нивелировку местности, в результате чего в овраг была сброшена вершина холма. Спустя 12 лет, в 1925 году, В. Смолин провел на Шоломе первые археологические раскопки, обнаружил остатки больших деревянных конструкций и около 30 кострищ, в которых найдены железное шило, миниатюрный глиняный горшок, янтарная привеска, кости животных и рыб. Именно Смолин впервые определил Шолом как жертвенное место, но не смог это убедительно доказать. В последующую четверть века среди историков и археологов установилось мнение, связывающее балымерский холм с погребальным комплексом древних русов. Об этом писал в 1952 году известный в наших краях исследователь А. Смирнов в книге "Волжские булгары", которая, видимо, была главным аргументом и для упоминаемого выше историка А. Юрченко.
Однако уже в 1954 году в Балымерах побывала Куйбышевская археологическая экспедиция, и Б. Жиромский подробно описал результаты раскопок, аргументировано обосновав при этом, что на Шоломе в VI-X веках существовало древнее родовое языческое святилище, где местные племена совершали жертвоприношения своим богам.

Гибель святилища.
Пришедшие на Среднюю Волгу булгары своей более высокой организацией подавили местные племена. Хотя именно от них пришельцы переняли высокую земледельческую культуру. За несколько веков совместного существования разные народы притерлись друг к другу, но камнем преткновения оставалась религия. В X веке культовый конфликт перерос в вооруженную борьбу. В 922 году Волжская Булгария официально приняла ислам и начала насильно насаждать его среди местных племен. Жители города Сувара и его окрестностей воспротивились этому с оружием в руках. Противники ислама, в конце концов, были вынуждены уйти в леса на правый берег Волги. А оставшиеся языческие племена еще немалое время тайно свершали обряды жертвоприношения на своих родовых святилищах.

Видимо, в разгар вооруженного конфликта за установление единой веры исламские воины булгарского правителя подступили к Шолому. Его к тому времени окружал глубокий ров, но он не стал большим препятствием для хорошо вооруженного отряда. Немногочисленная охрана святилища была перебита, а обиталище языческого божества сожжено дотла. Во время этого грандиозного пожара сгорели также все срубы верхнего яруса святилища.
Культовое место было разрушено, но не уничтожено. Еще почти сто лет здесь тайно собирались язычники, рыли жертвенные ямы, разводили в них костры, свершали свои ритуалы, а затем закапывали все землей, чтобы не давать властям повода для преследования. В каждой из этих многочисленных жертвенных ям археологи находили кости, орудия труда, посуду, украшения. После XI века место это было заброшено, а память о Шоломе предана забвению...
Еще несколько десятилетий назад ученые пришли к выводу, что Шолом является уникальным археологическим памятником Среднего Поволжья. Это древнее культовое место может дать очень ценные сведения о живших здесь некогда народах. И поэтому археологи призывали принять срочные меры для более тщательного исследования Шолома, опасаясь, что остатки его могут быть уничтожены уже в ближайшем будущем. Увы, они оказались правы. Каждый год волжский обрыв рушится, и метр за метром съедает древнюю святыню. Двадцать первый век Шолом, видимо, уже не переживет.

Источники: http://komanda-k.ruhttp://www.geocaching.suhttp://old.kpfu.ruhttp://www.hagahan-lib.ruhttps://ru.wikipedia.org

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Елабужское городище
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии