Вход

Петроглифы Минусинского района

Петроглифы Минусинского района

Интересные рисунки наскальной живописи, которым славится Минусинская котловина расположены на скальных образованиях среди множества курганов. Курганов здесь очень много, буквально все поля усеяны ими.

Примечательно, что во все времена фермеры опахивая эти поля старались не разрушить своей деятельностью древние реликвии.

В трех километрах от озера Тагарское (в 16 км от Минусинска), ведутся археологические раскопки. Здесь обнаружено древнее поселение Тагарской эпохи, интересные могильники и захоронения. Рядом с Минусинском на правом берегу Енисея в трех километрах расположена средневековая писаница.

По западному и южному склонам горы Тепсей, на правом берегу Енисея, в устье реки Тубы, расположен комплекс петроглифов Тепсей. Петроглифы занимают 5-6 км енисейского берега (Тепсей 1-4) и около 7 км правого берега реки Тубы от устья до с.Листвягово. Здесь представлены композиции с изображениями быков и маралов, схематичных животных, фигур людей всадников, знаки рунической письменности и др.

И ряд других мест интересных для культурно-познавательного туризма в Минусинском районе: Курганная группа «Быстрая» Тагарской, Карасукской и Кыргызской эпохи около д. Быстрая. Каменные ограды-развалины эпохи бронзы и раннего железа около с. Тесь.

Люди селились в благодатной Минусинской долине издревле, начиная с XII-VIII тысячелетия до н.э., о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники, курганы, менгиры и городища. Места, где можно поближе познакомиться с памятниками археологии: Быстрая, Комарково, Суханиха и Тепсей. В начале XVI в. в эти места пришли русские казаки, которые поставили свои остроги и подчинили местные народы: кыргызских и тубинских князцов. 

Для археологических культур Хакасско-Минусинской котловины хронологическая шкала разработана наиболее детально сравнительно с другими регионами Сибири. К тому же здесь почти все исторические периоды представлены соответствующими комплексами наскальных изображений. Поэтому для данной территории удается проследить более четкую, чем в других областях, последовательность в развитии искусства петроглифов.

Техника выполнения наскальных изображений этой провинции, которая также могла бы именоваться бассейном среднего Енисея, различна, и в целом определенные технические приемы не связаны с определенными историческими периодами. Красочные писаницы встречаются как и в раннее время, так и в эпоху этнографической современности. Точечная техника также продолжала существовать на протяжении веков и тысячелетий. Известны разновременные резные петроглифы, прошлифованные, процарапанные, выполненные в комбинированной технике.

Наиболее древние изображения предположительно датируются эпохой камня. Это фигуры животных: быков, лошадей, лосей и др., характеризующиеся тонким знанием натуры, первобытным реализмом. Обычно они крупных размеров и размещаются на плоскости горизонтально. Туловища животных подпрямоугольной формы, грузные, массивные, ноги короткие, слегка расставленные, хвост прямой направлен наклонно, головы непропорционально маленькие, морды заостренные, шея короткая (Шер, 1980).

Массивные крупные статичные фигуры животных бывают перекрыты более поздними и стилистически отличными изображениями лосей, медведей, быков и оленей. Особенно характерны динамичные фигуры лосей с раскрытой пастью, с передней частью туловища подчеркнуто массивной по сравнению с задней, с выступающим горбом. Они широко шагают на длинных сухих ногах, на которых бывают обозначены копыта. Иногда изображения животных размещаются на плоскости под углом, животные как бы поднимаются вверх по склону горы (Пяткин, Мартынов, 1985).

Если на ранних этапах развития, в неолите и на заре бронзового века на среднем Енисее как и на р. Томи (Окладников, Мартынов, 1972) четко прослеживаются общие черты с искусством наскальных изображений охотников таежной зоны, то в раннем бронзовом веке наблюдается расцвет самобытного искусства так называемой окуневской культуры (Вадецкая, Леонтьев, Максименков, 1980; Окуневский сборник, 1995). Окуневская культура представляет собою уникальное явление в отношении разнообразия видов изобразительной деятельности: произведения мелкой пластики, монументальные изваяния, гравировки на плитах погребальных сооружений, наскальные изображения. “Композиционная законченность произведений окуневских мастеров, великолепный рисунок, практически неограниченная вариативность изображений при их безусловном стилистическом единстве — все это требует особого отношения к окуневской культуре: ей должно принадлежать особое место как в общей культурной типологии, так и в истории мирового искусства” (Окуневский сборник, 1997, с.5). Сюжеты петроглифов этого времени включают антропоморфные личины, покрытые линиями, означающими татуировку или раскраску, антропоморфные фигуры, в том числе представлены рожающие женщины, изображения быков, коров, лошадей, лосей, птиц и др. Помимо реальных животных встречаются фигуры фантастических хищников, изображенных с раскрытой пастью и торчащими клыками. У хищника морда медведя, лапы хищной птицы со шпорами, поджарое туловище, длинный загнутый хвост, идущий вдоль спины. Встречаются фигуры “сидящих” в позе человека фантастических хищников. Представлены композиции, отображающие в графической форме древние мифы, в частности миф о космической погоне, когда фантастическое чудовище пытается заглотить лучистый диск солнца.

В эпоху раннего железного века — в скифскую эпоху, которая на Среднем Енисее представлена тагарской культурой, и в более поздние исторические периоды четко прослеживаются по материалам петроглифов общие мотивы с искусством населения Средней и Центральной Азии. Сюжеты петроглифов: изображения оленей, козлов, коней, баранов, птиц, реже хищников. Характерно заполнение туловищей животных завитками, спиралями, запятыми, точками, волнистыми линиями, розетками. 

На тагарских писаницах имеется немало новых сюжетов и композиций, которые не находят аналогий в местных бронзовых изделиях. Таковы, например, изображения, представленные на Кунинской писанице. Поза стоящих друг перед другом фантастических существ характерна для древней переднеазиатской композиции с древом жизни в центре и поклоняющимися ему животными по краям, такова же композиция оленей с подогнутыми ногами.

Источники: https://sib-guide.ruhttp://www.amr24.ruhttp://visitsiberia.infoмузей-мартьянова.рф;

https://elibrary.ruhttp://rockart-studies.ruhttp://vtruda.ru

From:
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии