Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Петроглифы мыса Бесов нос

ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС

Бе́сов Нос — мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.

к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":

Мыс Бесов Нос — уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса — колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.

Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.

Покинув "Богом проклятое место" — Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.

Бес по их мнению — это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом. 

Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.

Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.

Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?

Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.

Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности. 

Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.

Источники: http://diputs.narod.ruhttp://globetrekker.ruhttps://ru.wikipedia.orghttp://kulturnoe-nasledie.ru

From:
Другие материалы в этой категории: « Петроглифы Залавруги Петроглифы мыса Пери Нос »