Вход

Гёбекли-Тепе (Göbekli Tepe)

JW_SIGP_LABELS_08 -3.jpg

Гёбекли-Тепе (Göbekli Tepe)

View the embedded image gallery online at:
http://dostoyanieplaneti.ru/75-giobiekli-tiepie#sigProId586de15b16

Гёбекли-Тепе (Göbekli Tepe)

Гёбекли́-Тепе́ — храмовый комплекс, расположенный в 15 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа, в 2,5 километрах от деревни Оренджик на юго-востоке Турции.

Является древнейшим из крупнейших мегалитических сооружений в мире. Его возраст составляет не менее 12000 лет, ориентировочно датируется по меньшей мере IX тысячелетием до нашей эры, согласно геомагнитным исследованиям, проведенным в 2003 г.

Представляет собой круглой формы сооружения (концентрические окружности), число которых доходит до 20. Поверхность некоторых колонн покрыта рельефами. Комплекс был преднамеренно засыпан песком в VIII тысячелетии до н. э. Долгое время (9,5 тысяч лет) был скрыт под холмом Гёбекли-Тепе высотой около 15 метров и диаметром около 300 метров.

Археологические находки в Гёбекли-Тепе (арм. Портасар) и Невалы-Чори революционным образом изменили представления о раннем неолите Ближнего Востока и Евразии в целом.

Гёбекли-Тепе - один из холмов на самой высокой точке горного хребта в 15 км к северо-востоку от древнего города Эдесса. Ранее, когда-то, эта территория принадлежала Армении. Сейчас это Турция. Göbekli по турецки – пузо. Tepe - холм, гора. «Тепе» - слово одного корня и значения с «Тель». Армяне называли этот холм на горе - «Пуповинная гора». Как называли его до армян – неизвестно.

Гёбекли-Тепе был уже в начале 1960-х годов известен археологам, но его истинная значимость долго оставалась неясной. Американский археолог Петер Бенедикт (Peter Benedict) предполагал, что под ним находится кладбище византийской эпохи. С 1994 г раскопки и исследования проводятся стамбульским отделением Немецкого археологического института (Deutsche Archäologische Institut, DAI) в сотрудничестве с музеем Шанлыурфа (Şanlıurfa) под руководством Клауса Шмидта (Klaus Schmidt). Шмидт уже по виду камней, найденных на поверхности, счёл, что это стоянка каменного века. Задолго до начала раскопок холм использовался местными земледельцами, которые вытаскивали мешающие им каменные блоки и складывали их в кучи или засыпали слоями земли. Археологи установили, что известный холм не мог образоваться естественным путём, и вскоре обнаружили среди камней Т-образные колонны со следами стёсанных рисунков.

На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось ещё в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

Археологический комплекс состоит из трёх основных слоёв, которые относятся к эпохе неолита. Древнейшим является слой III, относящийся к культуре докерамический неолит А (PPNA). В древнейшем слое (слой III) найдены монолитные колонны до 3 м в высоту, соединённые стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Полы из обожжённого известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен. Кроме того, в храме устанавливали скульптуры кабанов и лис. Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто ещё 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

Слой II соответствует периоду докерамический неолит B (PPNB) (7500—6000 лет до н. э.). В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырёхугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Они не могут быть системой письма, но отражают общеупотребительные сакральные символы своей культуры, известные и для других неолитических культур. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы и водоплавающие. Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам (позже это было принято у огнепоклонников), а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа предков (как в предшествующей натуфийской культуре). Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окруженного грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей.

В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные действа и, возможно, жертвоприношения. Тем не менее, при храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

Хотя комплекс формально относится к культуре PPNA, на раннем этапе строительства в нём не найдено следов одомашненных животных или растений. Начинали строительство охотники-собиратели. В то же время, завершали строительство земледельцы и по данным генетических исследований, одомашненная пшеница происходит от дикого подвида, растущего на горе Карачадаг (Karacadağ) в 30 км от Гёбекли-Тепе. Предполагается, что культ Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в возникновении земледелия.

По мнению психолога архитектуры Коллина Элларда, строительство комплекса преследовало не утилитарные, а магические цели. Эллард считает, что на колоннах были вырезаны изображения тотемов, целью которых было преодоление страха смерти. Согласно другой версии, Гёбекли-Тепе был задуман как место исцеления от болезней.

Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться ещё около 50 лет. Шмидт планирует оставить большую часть комплекса нетронутым, сохранив его ученым будущих поколений (когда археологические методы, предположительно, должны стать более совершенными).

Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к X тысячелетию до н. э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н. э.

Поскольку комплекс появился ещё до неолитической революции, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н. э. В то же время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было ещё больше.

Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был затем контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры.

В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 м³ земли. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной «коммунистической» революции в соседнем неолитическом поселении Чайоню окрестное население таким образом «похоронило» свои прежние верования и идеологию.

С точки зрения Гамкрелидзе и Иванова (армянская гипотеза) Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов, однако это оспаривали ряд ученых, в частности Мэллори. К этой точке зрения близка Анатолийская гипотеза — которая центр иррадиации индоевропейских языков отодвигает на запад Анатолии.

В 2010 г. с места раскопок была украдена стела с рельефами человеческой головы в верхней части и животного в нижней. После этого происшествия вход посторонних на место раскопок стал ограничен.

Источники: http://www.ancient.euhttps://ru.wikipedia.orghttp://taboo.su

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Деринкую Дольмен Вайсал »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии