Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Войкарский городок

JW_SIGP_LABELS_08 111.jpg

Войкарский городок (Усть-Войкарское I)

Войкарский городок (Усть-Войкарское I) 

Археологический памятник городище Усть-Войкарское I находится в юго-западной части Ямало-Ненецкого автономного округа, в 2 км к северу от поселка Усть-Войкар Шурышкарского района ЯНАО. Сбегающая с гор Полярного Урала река Войкар образует при впадении в Обь крупное озеро – Войкарский сор, соединенное системой мелких заболоченных соров с протокой Оби – Малой Обью. В протоку впадает безымянный ручей, между его руслом и протокой помещается полуостров, в южной части которого расположено городище. Памятник представляет собой большой холм, вытянутый по линии С-Ю на 200 м при ширине до 100 м. Холм достигает в высоту около 7 м., сложен культурными остатками, в основном щепой и другими отходами деревообработки. С севера и запада городище окружено остатками поселения (посадом), от которого до настоящего времени на поверхности сохранились остатки срубов.

Усть-Войкарское городище (Войкарский городок) – это средневековый памятник древнего зодчества северных хантов. Его уникальность состоит в том, что в мерзлоте отлично сохраняются все органические находки (изделия из дерева, бересты, ткани), которых за несколько лет изучения этого памятника найдено более трех тысяч. Великолепно были законсервированы природными условиями и сами архитектурные конструкции.

Первое упоминание в письменных источниках о Войкарском городке относится к 1594 году, в котором был предпринят поход служилых кодских остяков в низовья Оби, под остяцкий город Вой-Кар, откуда были приведены несколько пленников. Но, по-видимому, он не играл особенно заметной роли в военно-политических событиях XVI-XVII вв., поэтому упоминание это так и осталось, практически, единичным.

В грамоте 1601 г., приведенной в материалах Г.Ф. Миллера, упоминается остяцкий городок Вой-карра, в котором «…и поныне остяки обитают, токмо приходит туда часто и самоядць…».

На карте С.У. Ремезова в районе устья реки Войкар помещены уже юрты, а не городок.

По данным ревизий население Войкарского городка (юрт Войкарских) составляло 127 душ (17 хозяйств) в 1782 г., 244 (30 хозяйств) в 1816 г., и 264 (46 хозяйств) в 1858 г. Видимо, имелось в виду число обитателей не только и не столько самого холма городища, но и его низинной округи — посада.

В качестве археологического памятника Усть-Войкарское городище (Войкарский городок), упоминается впервые в конце XIX века в работах К.Д. Носилова и И.Я. Словцова.

До конца 80-х годов XX в., когда памятник посетили сотрудники археологической экспедиции Тобольского Государственного пединститута, археологические исследования на памятнике не производились.

В 1993 году памятник был обследован разведочной группой Ямальской археологической экспедиции в составе Н.В. Федоровой и Е.И. Кочегова. В 2003-2008 гг. Войкарский городок изучался Ямальской археологической экспедицией (ЯАЭ) под руководством Н.В. Федоровой.

За годы раскопок были исследованы остатки сооружений шести строительных горизонтов, включающих жилые конструкции, настилы – тротуары, фрагменты оборонительных сооружений. Самый нижний из раскопанных к настоящему времени слоев датируется началом XIV века, самый верхний – концом XVII – началом XIX вв. Все даты установлены по дендрохронологическому методу. Выяснено также, что собственно укрепленное поселение с частоколом существовало до конца XVII века, а впоследствии на этом месте располагались неукрепленные «юрты Войкарские».

Некоторые находки из культурного слоя памятника позволяют нам предположить, что поселение возникло на месте, обитаемом с глубокой древности – многочисленные кремневые изделия, обработанные ретушью: скребки, ножи, наконечники стрел — свидетельствуют о наличии здесь в прошлом поселения эпохи камня – раннего металла.

За пять лет раскопок была собрана огромная коллекция артефактов: изделия из дерева и бересты, керамики, металла, камня. Наиболее интересные категории находок – это деревянная скульптура, изображающая животных и антропоморфных персонажей, орнаментированные берестяные изделия, деревянные модели оружия и орудий труда. Найдено большое количество предметов утвари из дерева и бересты, от ложек-черпаков и орнаментированных ножен до крупных деревянных блюд, берестяных коробов и детских колыбелей.

Было изучено несколько жилых построек, четыре частокола, элементы обустройства территории. На верхней части площадки было вскрыто несколько срубных построек, датированных от середины XVI до начала XIX в. Совершенно другой тип жилых построек вскрыт у подножия холма. Там обнаружены жилища, относящиеся по к типу каркасно-столбовых. Это значит, что стены их набирались из вертикально поставленных и вкопанных или вмороженных в землю плах или жердей, а крыша опиралась на столбы, стоящие в центре жилища.

В одном из мерзлотных памятников Приобский отряд Института археологии и этнографии СО РАН обнаружил необычные находки – парное мужское погребение в домашнем очаге жилища северных хантов и почти трехметровые бревна с вытесанными на них личинами. Эти находки потребуют от ученых долгого и тщательного изучения, поскольку они не вписываются в известные историкам рамки культурных традиций проживавшего там населения.

Для захоронений северные ханты, проживавшие на Войкарском городище, имели отдельные кладбища, как это принято у многих других народов. По данным антропологов ИАЭТ СО РАН, оба найденных скелета не имели никаких видимых повреждений и принадлежали европеоидам, а не монголоидам, – рассказал руководитель отряда, к.и.н., старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Андрей Новиков.

Таким образом, в очаге жилища северных хантов были похоронены представители иной этнической группы. Поскольку захоронение располагалось в нижнем слое, под очагом, оно не подвергалось сожжению, и в мерзлоте сохранились фрагменты одежды этих людей.

В нижних венцах срубов двух жилищ были обнаружены антропоморфные идолы длиной более 2,5 м каждый. В культуре северных хантов широко распространены высокие деревянные идолы, которые они устанавливали на своих святилищах. Но использование священных идолов при постройке жилищ, было бы совершенным кощунством и святотатством для этого народа, предполагает ученый.

На основании изучения коллекций артефактов из раскопок был сделан вывод об общей традиции в материальной и художественной культуре населения городка с XIV по XVIII в.

За 2012 – 2016 гг. на Войкарском городке было выявлено и исследовано десять различных жилых построек, относящихся к 17 – 18 вв. Дом с идолом и погребением в очаге – один из самых крупных, длина его стен составляет почти 6 метров. С 2013 года раскопки на памятнике ведутся при финансовой поддержке РГНФ, а междисциплинарные исследования (дендрохронология, палинология, реставрационные работы и др.) проводятся за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-50-00036). Предварительные результаты работ на Войкарском городке были недавно представлены в серии докладов сотрудников ИАЭТ СО РАН на 4-м Международном симпозиуме «FROZEN PASTS» в Инсбруке (Австрия).

Источники: http://www.mvk-yamal.ruhttp://docs.cntd.ruhttp://m.finugor.comhttp://rusarch.ru

http://www.ethnomuseum.ruhttp://www.archaeology.nsc.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Зелёный Яр Надымское городище »