Вход

Курганы вятичей в Царицыно

Курганы вятичей в Царицыно

Курганы в Царицыно - это группа курганов вятичей, находящихся на территории дворцово-паркового ансамбля "Царицыно" на юге Москвы. Это самая неизвестная группа курганов вятичей в Царицыно и на карте обозначена как Царицыно-3. Возможно, также, наименее подвергнутая раскопкам и актам вандализма. 

Фактически это сакральное место вятичей... они долгое время оставались язычниками. Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи, которые мы с вами и видим. Это подтверждается археологическими раскопками в бассейне Москвы. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв. Только у двух племен - радимичей и вятичей - они получили относительно широкое распространение. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неизвестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах[21]. В XI—XII столетиях курганы указанного региона имеют уже характерный вятичский облик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток. Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков).

«Повесть временных лет» так описывает погребальный обряд вятичей: "...И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр, кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники...".

Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI - XIII векам. Это - кладбища многочисленных селений вятичей, располагавшихся, в основном, на правом берегу Москвы, в том числе и в нашем Южном округе - районах Орехово, Борисово, Зябликово, Братеево… При строительстве новых домов большая часть этих археологических памятников была срыта с лица земли, однако в лесопарковой зоне еще можно увидеть эти курганы. Они представляют собой холмы высотой в основном 1,5-2 метра. В них археологи обнаруживали наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда - серпы, кресала, скобели и т.п. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства - льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока…

В отличие от прежнего населения - мордвы и коми, - занимавшегося охотой и ушедшего в поисках зверя за Волгу, вятичи находились на более высокой ступени развития. Они были земледельцами, ремесленниками, купцами. Большая часть вятичей селилась не в городище, а на полянах, опушках лесов, там, где имелись земли, пригодные для хлебопашества. Здесь же, возле своей пашни, славяне и селились.

Большая колония вятичей жила в столице Хазарского каганата - Итиле, расположенного на обоих берегах Волги в самом ее устье. Ибн Фадлан, арабский путешественник оставил нам и внешнее описание славян: "Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки, как пальмы, и всегда румяны". Большое число славян в столице Хазарского каганата дало основание другому арабскому писателю утверждать: "Существуют два племени хазар: одни кара хазары, или черные хазары, - смуглы и черны почти как индейцы, другие - белы, имеют красивые черты лица".

Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь, где была построена в советское время гостиница "Россия", находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати. От московской пристани торговый путь проходил по Яузе, далее волоком, в районе нынешних Мытищ ладьи перетаскивались на Клязьму и далее плыли по ней до впадения Оки в Волгу. Славянские суда доходили не только до Булгарского царства, но и до Итиля, даже далее - вплоть до южных берегов Каспия. По Москве-реке вниз шел торговый путь на юг, к Оке, в рязанские земли, далее на Дон и еще ниже - к богатым южным городам Причерноморья - Судаку и Сурожу.

Историк и филолог Алексей Шахматов более ста лет назад доказал идентичность вятичей с венедами, славянскими племенами, хорошо известными еще древним грекам. Гомер сообщал, что их начальная родина - государство Урарту у озера Ван. Часть ванов - венедов за двенадцать столетий до нашей эры ушли по северному берегу Черного моря на Балканы и в Италию. Оставшиеся ваны вынуждены были мигрировать на север после разгрома государства мидянами в 590 г. до н.э. Они влились тогда в состав многонационального Хазарского каганата, где получили название "вантит", позднее на Руси преобразованное в "вятичи". Подтверждением этой версии являются работы археологов: при раскопках на территории Урарту ученые нашли массу европеоидных славянских черепов.

Вятичи помогли киевскому князю Святославу в разгроме Хазарского каганата, непомерно угнетавшего подчиненные ему народы. Юным русский князь проявил себя в этот походе как незаурядный полководец. Он отправил свое войско не к Итилю (Волге), а прямо-таки в противоположном направлении, избрав проторенный торговый путь вверх по Днепру, а далее - к верховьям реки Москвы, где встретился со старейшинами родов вятичей, снабдившими Святослава заранее срубленными ладьями. Многие из юношей-вятичей вступили в состав его войска, желая освободить свои земли от зависимости от Хазарского каганата. Проведя зимние месяцы у гостеприимных вятичей, Святослав, как только сошел лед, отправился далее на Волгу. В июне, когда войско кагана уже не ждало нападения, в окрестностях хазарской столицы внезапно появились ладьи Святослава. Глинобитные здания Итиля были превращены в пыль. Уничтожив все поселения на Волге, славянское войско направилось на запад, к Белой Веже. Здесь состоялось генеральное сражение, где наемное войско кагана потерпело сокрушительное поражение. Многонациональный Хазарский каганат мгновенно рассыпался на мелкие осколки.
 
Вятичи стали платить дань Святославу, однако после его гибели выплату прекратили. Его сыну Владимиру пришлось совершить поход в их земли, чтобы те признали свою вассальную зависимость. На непокорность вятичей жаловался много лет спустя Владимир Мономах. И лишь окончательно подчинил их его сын Юрий, не случайно прозванный Долгоруким.

Впрочем, вятичи недолго составляли основную часть коренного населения Москвы и ее окрестностей. Она стала центром притяжения для многих других славянских племен, и не только. В жилах московитов текла кровь представителей угро-финнов, скифов, половцев, литовцев, поляков и т.д. После нашествия Батыя в русских селах появилось немало байстрюков (по В. Далю -"байстрюк" - пригульный, небрачнорожденный). Более 300 дворянских родов, от Аксаковых до Юсуповых, - потомки выходцев из Золотой Орды.
 
Однако, долгое время жители Северо-Восточной Руси называли себя по тому княжеству, в котором жили, - тверичи, суздальцы, рязанцы, московиты. И только после победы на Куликовом поле в письменных источниках вновь, как во времена киевской Руси, появилось слово "русичи".
 
Источники: http://vladimirdar.livejournal.com; Д.Евдокимов. "Спят курганы вятичей"; http://www.tsaritsyno-museum.ru
 
 
 
From:
Другие материалы в этой категории: « 2-е Спас-Тушинское городище
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии