Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Ноин-Ула (Суцзуктэ)

Курганы Ноин-Ула (Суцзуктэ)

НОИН-УЛА. Могильник, принадлежащий гуннам (хунну), расположен в горах Ноин-Ула в сев. части Монголии, между Улан-Батором (в 130 км к северу от него) и Кяхтой.

Могильники в горах Ноин-Ула были открыты в 1920-х годах русским исследователем Петром Кузьмичем Козловым, соратником и учеником Николая Михайловича Пржевальского. Эти курганы принадлежат хунну – народу, который в III-м веке до н. э. создал мощное государство в Центральной Азии. В европейской литературе хунну иногда называются «гуннами», хотя это не вполне корректно: завоевательные набеги гуннов на Европу происходили с конца IV в. н. э., когда государство хунну уже прекратило свое существование.

Как сообщает Центр общественных связей СО РАН, начиная с 2005 года, в горах Ноин-Ула работает экспедиция Института археологии и этнографии СО РАН. В 2009 году археологами был вскрыт так называемый «царский» курган в пади Суцзуктэ, после того как его поверхность обследовали геофизической аппаратурой. «По инициативе академика Михаила Ивановича Эпова, с нами уже не первый год сотрудничают геофизики, - отметила Н.В.Полосьмак, - в нашей экспедиции работал доктор геолого-минералогических наук Петр Георгиевич Дядьков». Особенностью ноин-улинских курганов является то, что в них сохраняются предметы из органических материалов, почти так же, как в пазырыкских, но по другим причинам. Помимо сурового климата этому способствовала большая глубина захоронений, мощные погребальные камеры из сосны и глинистый грунт. В погребении, датированном первым десятилетием 1-го века нашей эры, обнаружили многочисленные фрагменты текстиля: шелковые и шерстяные ткани с вышивкой, элементы одежды, а также драгоценную лаковую посуду, золотые украшения, изделия из нефрита.

Как рассказала Н.В. Полосьмак, изначально ткань представляла собой бесформенные комья, облепленные глиной. К реставрации приступили ведущие специалисты Москвы и Новосибирска во главе с реставратором высшей категории Натальей Павловной Синицыной из музея московского Кремля, в свое время восстановившей одеяния русских царей. Вместе с ней работала ее команда реставраторов, а так же специалисты ИАЭТ СО РАН Марина Мороз, Ольга Швец и Елена Шумакова. «Я не думаю, что кто-либо смог бы сделать эту работу лучше», - оценила Наталья Викторовна реставрацию тканей из ноин-улинских курганов. «Это уникальные шедевры, достойные лучших музеев мира», - считает археолог.

Часть художественных тканей, как выяснилось, принадлежит не хунну, а, вероятно, изготовлена на территории современного Пенджаба в индо-сакских (индоскифских) государствах, существовавших до возникновения там Кушанской империи. «Хунну контролировали Великий шелковый путь и пользовались дарами многих цивилизаций. Вообще, в древности люди были намного мобильнее, чем мы сегодня это представляем, - отметила Наталья Викторовна. - Прелесть находок в том, что эти ткани могли сохраниться только там, где были обнаружены, а на месте происхождения для их сохранности на протяжении двух тысяч лет нет условий». Одной из таких «транзитных» находок стал вышитый ковёр. По мнению учёных, на нём изображено культовое шествие зороастрийцев. Все участники процессии – вооруженные мужчины: каждый зороастриец считал себя воином Света и отождествлял свою веру с войной против Тьмы. «Это явно сакральная сцена: у ее участников торжественное и суровое выражения лиц, руки подняты в жесте адорации. В полном вооружении, ведя с собой коня, они идут к алтарю, на котором пылает огонь – один из основных компонентов зороастрийского культа, священная природная стихия и объект поклонения», - комментирует Н.В.Полосьмак. Перед алтарем стоит предположительно жрец, в руках которого гриб – как считает Наталья Викторовна, он (гриб) является основной составляющей священного напитка «хаома» или «сома», вызывающего божественное озарение и творческий экстаз.

Согласно договору с Монголией, найденные на ее территории культурные ценности после реставрации и изучения возвращаются обратно. Научные сотрудники ИАЭТ СО РАН тщательно готовят их к транспортировке, встретят и проверят груз на монгольской территории. Посетивший Новосибирск президент академии наук Монголии Батболдын Энхтувшин заверил руководство СО РАН, что сокровища будут находиться в оптимальных условиях хранения и доступны осмотру, тем более что в 2011 году монголоязычный мир отмечает 2200-летие державы хунну.

Источники: http://www.fastmarksman.ruhttp://beryazev.livejournal.comhttp://kronk.spb.ruhttp://kolizej.at.uahttp://www.gorno-altaisk.infohttp://www.rfbr.ruhttp://www.sbras.ruhttp://kirsoft.com.ruhttp://vdi.igh.ruhttp://www.academia.edu;

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Менгиры в монастыре Манзушир Петроглифы Цаган-Сала »