Вход

Мегалиты острова Сумба

JW_SIGP_LABELS_08 0_42180_3adbf86a_XL.jpg

Мегалиты острова Сумба

Мегалиты острова Сумба (Sumba)
 
Мегалитические гробницы, которые строят до сегодняшних дней, привлекают этнографов, историков и самостоятельных исследователей, пытающихся проникнуть в тайны веков. На Сумбе, как в историческом заповеднике, традиции и устои почти не изменились за все свое долгое время существования. 
 
На Сумбе строительство гробниц из больших камней практикуется и в наши дни. Но не просто практикуется, а требует неукоснительных соблюдений древних ритуалов. Все элементы гробницы должны быть доставлены из каменоломни к месту установки исключительно вручную. Не допускается применение подъемной и транспортной техники. И сотни людей, приглашенных из окрестных деревень, тянут многотонные камни на расстояние нескольких километров. Вес отдельных плит может превышать 25 тонн. Чем выше социальный статус умершего, тем более грандиозную гробницу строят для него. Разрыв между датой смерти и захоронением может превышать один год. Обряд захоронения слишком серьезный ритуал, чтобы его выполнять кое-как. Нужна серьезная подготовка, которая может затянуться на долгое время.
 
Самые известные из грандиозных гробниц находятся невдалеке от главной дороги в районе Галубакула. Они уже давно превратились в туристические достопримечательности. В домах возле них заведены специальные книги пожертвований. За право посмотреть и сфотографировать мегалит положено внести пожертвование. Его сумма строго не оговаривается, поэтому туристы оставляют столько денег, сколько посчитают возможным. Размеры некоторых гробниц поражают своими размерами. Каменная плита размером шесть на четыре метра и толщиной около полуметра покоится на шести каменных столбах. Перед плитой стоит внушительная стела. На плите и под плитой располагаются непосредственно сами гробницы с телами умерших. Тропический климат не позволяет определить реальный возраст погребального сооружения. Всего за несколько лет мхи и лишайники состарят камень до неузнаваемости.
 
На Сумбе очень почтительное отношение к умершим. Духи предков живут в центральной части высоких крыш, а их тела покоятся в гробницах на центральной деревенской площади. Если мы привыкли, что в центре деревни должно находиться главное административное здание, то здесь роль центрального объекта отведена кладбищу. По обеим сторонам которого идут два ряда домов. Нельзя назвать это фамильярностью, но живые сумбинцы используют гробницы в практических целях. На их крышках сушат дрова или белье, или складывают какие-либо предметы. Да и детишки не прочь поиграть среди каменных сооружений. В общем, полная гармония.
 
Всякий уроженец Сумбы должен быть похоронен на родине. Даже если покинул остров много лет назад. Влияние современных технологий начинает постепенно сказываться при сооружении сегодняшних гробниц. Вместо камня применяется бетон и облицовка кафельной плиткой. Дверь для захоронения замуровывается, но при необходимости, она становится легко доступной. Каждая гробница больше похожа на семейный склеп, куда по мере необходимости добавляются новые умершие. Несмотря на то, что Индонезия мусульманская страна, на Сумбе царствует христианство. Один из первых вопросов, который задается чужаку, о его вере. Если в ответ слышат "христианин", то внутренняя напряженность у них сразу спадает и вас принимают за своего. И здесь не принципиально, православный вы или католик, баптист или протестант. Главное - христианин. На гробницах христианская тема тесно переплетается с традиционными мотивами. Очень часто можно видеть символическое изображение воловьих рогов и крест. На современных конструкциях вполне реалистичные бетонные изображения волов. С одной стороны голова с рогами, а с другой - филейная часть с хвостом. А на боковой поверхности панно на религиозную тему.
 
Если свернуть с главной дороги, то можно найти очень древние гробницы. Они будут не такими массивными и эффектными, но зато очень древними. Удивительно то, что сумбинские мегалиты очень похожи на дольмены Северного Кавказа. Даже по типам конструкций. Например, плиточные. Это сооружение состоит из пяточной плиты, лежащей горизонтально на земле, стеновых плит и крышки. Только у дольменов на одной из стен есть отверстие, закрытые каменной пробкой. Другой тип называется - корытообразным.
 
На Сумбе в каменном блоке выбирают внутреннюю полость, а потом накрывают гробницу крышкой. Аналогично изготовлены и дольмены. Но дело в том, что расстояние между этими объектами десятки тысяч километров. И разные стороны экватора. В горных деревнях гробницы похожи на европейские дольмены, где покровный камень покоится на нескольких столбах. Как будто на Сумбе устроен музей дольменов мира. Эту загадку пока еще не довелось никому разгадать.
 
Многое из того, что стоит обязательно увидеть, находится в стороне от главных дорог. Не каждый турист может похвастаться посещением этих мест. Неприметная тропинка, уходящая в джунгли, может привести в небольшую деревню. Не больше десятка бамбуковых домов на столбах с высокими крышами. В центре традиционное кладбище из нескольких небольших гробниц. По периметру деревни плотно растет бамбук, образовывая естественный частокол. Войти в деревню можно только через узкий проход, прорубленный в бамбуковой стене. Здесь, вообще, нет электричества.
 
Почти все инструменты и приспособления ручной работы. Даже ткацкий станок для производства иката - особого полотна с традиционными узорами. Икаты очень ценятся у туристов. Деревни живут натуральным хозяйством и ни от кого не зависят. Им не страшны экономические и энергетические кризисы. Эти люди - дети природы, живущие в гармонии со своей землей.
 
Хоть сумбинцы и христиане, но относятся к жизни с буддистской философией. Их жизнь спокойна и размеренна. Трудности и невзгоды считаются естественными жизненными явлениями как сезон дождей или период засухи. Их просто нужно пережить. Жителям высокогорной деревни не приходит в голову переселиться в долину. Зачем? Ведь их родина здесь. В деревне, стоящей на самом хребте. Где дома располагаются по обе стороны водораздела. Где крутизна склонов такая, что крыша нижнего дома заканчивается на уровне веранды вышестоящего. Где старики доживают до преклонного возраста и самостоятельно ходят вниз в магазин.
 
И даже на такой высоте ставятся традиционные сумбинские гробницы. Если в низине еще можно использовать транспортную или подъемную технику, то здесь такой возможности нет. Все плиты поднимались вручную. Стороннему наблюдателю может показаться, что жители этой деревни каждый день совершают трудовой подвиг, но сами сумбинцы так не считают. Просто обычная жизнь.
 
Если вы вызовете у местных жителей доверие, то вас могут пригласить в Umma Pande. Это такой дом, который выполняет функции церкви и школы, места для проведения праздников и собрания жителей деревни. Но здесь нет церковных атрибутов или классных парт и досок. Это обычный дом, который становится чем-то конкретным в определенный момент. Даже христианские и древние языческие праздники проводятся с равнозначным приоритетом. На Сумбе есть, как бы, все. И христианство, и древние языческие традиции. Натуральное хозяйство в деревнях без электричества и сотовые телефоны. Гостеприимство и радушие, но при этом ни один мужчина не выйдет из дома без паранга - традиционного длинного сумбинского ножа. Но все это переплелось так причудливо, что кажется вполне естественным и гармоничным. Чтобы понять и почувствовать это, чтобы быть принятым местными жителями за своего, нужно стать к ним ближе, раствориться среди них. Но для этого придется ущемить себя в привычном комфорте. Зато вам будет доступно то, чем могут похвастаться совсем немногие.
 
* * *
В 1522 году первые корабли из Европы прибыли на остров, и с 1866 году Сумба принадлежала голландской Ост-Индии. Иезуиты открыли миссию в Лауре в 1866 году. Несмотря на контакт с западной культурой, Сумба является одним из немногих мест в земле, в котором мегалитические захоронения используются в качестве «живой традиции» для погребения умерших. Захоронение в мегалитах (древнее культовое сооружение из огромных необработанных каменных глыб, служившее могильным памятником или святилищем) — это практика, использовавшаяся во многих частях мира в эпоху неолита и бронзового века, но сохранилась до наших дней лишь на Сумбе. 
 
От 25 % — 30 % населения Сумбы исповедуют анимистическую религию Marapu. Остальные же — христиане, большинство из которых голландские кальвинисты, и лишь малая часть относится к римско-католической церкви. Небольшое количество мусульман-суннитов можно найти в прибрежных районах острова.
 
Источники: www.svoiludi.ruhttps://vk.com
 
 
From:
Другие материалы в этой категории: Пирамида Punden berundak »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии