Вход

Археологи создали 3D-модели кораблей времен освоения Сибири

Ученые лаборатории междисциплинарных археологических исследований «Артефакт» реконструировали сибирские исторические суда XVII–XIX вв. Результаты своей работы исследователи представили на международной конференции «Цифровые технологии и количественные методы в археологии», которая проходила в Осло (Норвегия). На конференции собрались ученые из 37 стран мира, представители ТГУ были единственными участниками из России.

Русское освоение Сибири, отмечают ученые, произошло во многом благодаря освоению северного морского пути поморами, а затем продвижению первопроходцев вверх по течению Оби. Однако до сих пор в России не было реализовано ни одного проекта по музеефикации и реконструкции сибирских исторических судов.

В Норвегии ученые ТГУ Михаил Вавулин и Андрей Пушкарев представили международному научному сообществу два проекта по созданию трехмерных моделей кораблей: обского судна первой половины XIX века и цифровую реконструкцию коча – парусно-гребного суда XVII века.

Кочи – мореходные парусные суда северных и сибирских промышленников, корпуса которых противостояли сжатию во льдах. До настоящего времени у ученых не было точных сведений о том, как выглядели эти судна:

– Письменные свидетельства о коче весьма отрывочны и противоречивы, изготовление точных инженерных чертежей в допетровскую эпоху попросту не практиковалось, а дошедшие до нашего времени изображения коча не позволяют сделать полную реконструкцию всех деталей и особенностей судна, – говорит зав. лабораторией «Артефакт» Ольга Зайцева.

В результате проведенных учеными раскопок в последнее десятилетие появилось около 300 подлинных корабельных деталей коча. Они сохранились в культурных слоях первого русского заполярного города Сибири – Мангазеи (ныне – территория Ямало-Ненецкого автономного округа). Все обнаруженные детали ученые ТГУ сканировали в течение двух лет в 2014–2015 гг. и с помощью них составили трехмерную модель целого коча. По словам ученых, она может использоваться при реконструкции судна в настоящее время:

– Полученная модель коча может быть как самостоятельным объектом музейного экспонирования, так и надежной научной основой для создания реплики судна и подготовки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном паруснике, – отмечает Ольга Зайцева.

В Осло сотрудники лаборатории также представили трехмерную модель обского судна первой половины XIX века, обнаруженного в протоке Кирьяс в Ханты-Мансийском автономном округе. С помощью беспилотного летательного аппарата и технологии фотограмметрии ученые ТГУ осенью прошлого года создали трехмерную модель корабля. Затем судно разобрали и по частям доставили в Нижневартовский краеведческий музей. Собрать корабль для экспонирования поможет детальная трехмерная модель ученых ТГУ.

Каждый из проектов, представленных в Осло, реализуется большими авторскими коллективами, включающими археологов, историков, музейных работников, специалистов по инженерному судостроению. Представление результатов исследований на конференции в Норвегии стало возможным благодаря поддержке академической мобильности ТГУ и гранту Правительства РФ «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности». 

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА – ПРИЗРАКИ – ДО ПРИХОДА ЕРМАКА

МАНГАЗЕЯ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЗАПОЛЯРНЫЙ ГОРОД В СИБИРИ

МИСТИКА СИБИРИ. АНДРЕЙ БУРОВСКИЙ

КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ ИСТОРИИ?