Вход

Мангазея — первый русский заполярный город в Сибири

В 1601 году по приказу царя Бориса Годунова в низовьях реки Таз, вблизи енисейских волоков, был заложен город Мангазея. Мангазея - от энецкого монкаси я' - земля Монкаси (энецкого рода Монкаси, или Мугади). Город строился недалеко от берегов Обской губы - залива Карского моря.

Неприютны эти берега: покрытые травой кочки, кустарник, низкорослые деревья. Вокруг ни души. Только всплески волн, ударяющихся о высокий правый берег реки. Ничто не нарушало сна здешней земли до той поры, как пришли царёвы люди и стали рубить деревья, да возводить крепостные стены будущего торгового посада.

В «Расписном списке» за 1626 год сказано: «над Тазом рекою... стоял красивый рубленый пятибашенный кремль - детинец...»

Мангазея стала конечной точкой следования купеческих торговых караванов из Европы в Сибирь. Она завершала ман-газейский морской ход- старинную арктическую трассу, связывавшую русское Поморье (Белое море) с великим Енисеем. В город устремились крестьяне со всей Руси, искавшие вольницы и желавшие разбогатеть на соболином промысле.

Жизнь закипела в Мангазее очень быстро. Торговый люд не переводился ни зимой, ни летом. Денег и товаров развелось так много, что хватило и церкви отстроить, и гостиный двор, да и собственные дворы обустроили весьма добротно.

О богатстве Мангазеи ходили всякие слухи и прозвали её неслучайно «златокипящей». Городские воротилы передрались, как водится, из-за денег. В 1630 году в результате артиллерийской дуэли между приверженцами двух крупно поссорившихся мангазейских воевод - Григория Кокорева и Андрея Палицына знаменитый гостиный двор был разрушен.

В 1619 году очередным царским указом Мангазейский морской ход под страхом сурового наказания был запрещён - с тем, чтобы, с одной стороны, преградить доступ иностранным торговым компаниям на богатый пушниной рынок - ежегодно до ста тысяч шкурок серебристого соболя добывали в енисейской тайге и везли на продажу в Мангазею! С другой стороны желали бояре прекратить бесконтрольные поездки туда крестьян Поморья.

В 1642 году город сильно погорел, а в 1672, очередным приказом нового царя Алексея Михайловича, совершенно оставлен. Уездный центр, каковым он являлся, переместился на берега реки Енисей, в Туруханское зимовье - в Новую Мангазею.

Прошли века - более 300 лет - и в места, где прославилась некогда «златокипящая» Мангазея отправилась научная экспедиция института Арктики и Антарктики во главе с доктором исторических наук Михаилом Ивановичем Беловым. Исследователи быстро нашли следы городского поселения за Полярным кругом. 

Раскопки показали, что Мангазея была типичным средневековым русским городом с кремлём и посадом, с ремесленными мастерскими и торговыми рядами. Хорошо сохранились три кремлёвские башни - Спасская, Успенская и Ратиловская; две другие были смыты ранее оползнем.

Крепостные стены возводили в 1 604 году воеводы московские князь Мосальский и боярин Пушкин. На площади 800 квадратных метров был раскопан бывший воеводский двор. В центральной части посада обнаружены остатки зданий - литейных мастерских, а в них среди шлака - части тиглей и плавильных печей.

В жилище ювелира нашли необработанные драгоценные камни - агаты, сердолики, зерна изумруда, серебряные и медные перстни, кольца и нательные крестики. Была раскопана мастерская сапожника с кучей кожаных обрезков и специальным сапожным ножом.

На берегу реки Таз нашлись и остатки гостиного двора и тут же лежали великолепные костяные и деревянные шахматы, ларчики, нарты, лыжи, ножи и топоры, свёрла, фаянсовая и стеклянная посуда, кожаная обувь, одежда и многое другое. Среди находок - замечательный гребень, вырезанный из кости мамонта, несколько сотен монет времён Ивана III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, медные монеты царя Алексея Михайловича - те самые, чей выпуск вызвал знаменитый «медный бунт» в Москве.

Исследователи определили не только границы кремля и контуры посада, но также следы трёх культовых построек, в первую очередь, соборной церкви Св. Троицы, Успенской церкви, стоявшей за крепостной стеной и часовни св. Василия Мангазейского - юноши, злодейски убитого местными язычниками. История гласит, что после пожара в 1642 году гроб с Василием «вышел» из земли, после чего произошли чудеса исцеления среди тех, кто касался мощей юноши. Позже гроб Василия был увезён в Новую Мангазею.

Всего несколько десятилетий просуществовал на тюменском севере знаменитый торговый посад. Приходили к нему «с Руси многие торговые люди - пермячи и вятчане, и вымячи и пустозерцы, и усольцы, и важане, и каргопольцы и двивяне, и вологжане - и всех московских городов торговые люди...» 

Ходили по улицам, вымощенным, положенными на ребро килями древних судов - кочей. Им довелось увидеть Мангазею во всём блеске, слушать перезвоны колоколов деревянных церквей, жить в домах с двойными стенами для защиты от северных ветров...

Ныне только воображение позволяет восстановить облик некогда шумного заполярного «града Китежа». Мелькнула Мангазея на страницах истории и канула в небытие. Треть старинного городища уже отняла река, но то, что сумела спасти и сохранить для потомков экспедиция М.И. Белова является бесценным достоянием России.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

МАНГАЗЕЯ (МАНГАЗЕЙСКОЕ ГОРОДИЩЕ)

АРКАИМ И ДРУГИЕ ДРЕВНИЕ ГОРОДА УРАЛА

ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА-ПРИЗРАКИ – ДО ПРИХОДА ЕРМАКА

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ. КТО ИХ СТРОИЛ? ГЕОРГИЙ СИДОРОВ                                

НЕИЗВЕСТНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ УРАЛЬСКИХ ГОР. НИКОЛАЙ СУББОТИН