Вход

Союз меча и орала

Керамический сосуд, топор и янтарные диски из погребения мужчины. Культура шнуровой керамики. (Фото: Danish National Museum.)

Как юго-восточные кочевники подружились с северо-западными земледельцами.

В результате союза кочевников из причерноморских и прикаспийских степей с европейскими земледельцами в Европе появилась шнуровая керамика, моногамная семья и новые языковые диалекты.

Генетические исследования последних лет показывают, что в начале бронзового века (около 5 тысяч лет назад) Европу захлестнула волна кочевников из причерноморских и прикаспийских степей – носителей ямной археологической культуры. Масштабная миграция переписала генетическую карту региона и заложила основу всей его будущей этнической истории. О том, как происходили эти изменения, описано в статье, опубликованной на днях в журнале Antiquity.

Носители ямной культуры первоначально кочевали в степях у Чёрного и Каспийского морей. Они жили в кибитках, были рослыми людьми, питались мясом, молочными продуктами и рыбой. С земледелием «ямники» не были знакомы. Умерших они хоронили в курганах, которые тянулись цепочками вдоль маршрутов сезонных перекочёвок. Судя по тому, что курганы были небольшими, а каждого покойника клали в отдельную яму, основу общества составляли небольшие моногамные семейные группы.

Около 3 тысяч лет до н.э. «ямники» двинулись на запад, в Европу. В её северной и восточной части они столкнулись с местными жителями, которые в основном занимались земледелием. Археология показывает резкое сокращение населения в это время. По мнению авторов статьи, причиной тому могла быть какая-то эпидемия (возможно, чумы), которую могли принести с собой кочевники.

Судя по генетическому анализу, в миграции из Причерноморья и Прикаспия участвовали преимущественно мужчины. Вероятно, то были самые молодые «ямники», не обременённые семьями, наследством и имуществом. В северной и восточной Европе они брали в жёны дочерей местных земледельцев, чье происхождение прослеживается с помощью изотопного анализа.

В результате родилась новая культура – шнуровой керамики. Свое название она получила из-за особого орнамента, который украшал посуду: такой орнамент получался, когда к сырой глине прикладывали верёвки. Не исключено, что мастера пытались так сымитировать сосуды из дерева, которые кочевники принесли с собой. Исследователи шутят, что пришлые мужчины научили местных женщин правильно украшать пивные «кружки», а сами научились у них выращивать ячмень, чтобы было, чем эти кружки наполнить.

Как бы то ни было, бывшие степняки стали оседать на землю. Предполагается, что именно они принесли с собой индоевропейские языки. Лингвисты считают, что у индоевропейцев-кочевников, по-видимому, не было своих названий для зерновых культур и земледельческих занятий. Поэтому «шнуровики» приспосабливали слова, услышанные от местных «фермеров». Заимствования и смешения продолжались и дальше, их итогом стало появление протогерманских диалектов в Северной Европе.

Но «ямники» принесли с собой не только язык, но и представления о том, как должно быть устроено общество. Так в Европе появляются небольшие моногамные семьи с индивидуальным владением скотом и землёй. Сообщества, состоявшие из таких семей, стали фундаментом не только европейского бронзового века, но и всей дальнейшей истории региона.

Источник

Рекомендуем к ознакомлению:

МИГРАЦИИ АРИЕВ ОТ 6000 ДО 3000 ЛЕТ НАЗАД (ЧАСТЬ 3)

АРИЙСКАЯ СИБИРЬ: ЧТО ЗДЕСЬ ПРАВДА, А ЧТО ВЫДУМКА?

ПУТЬ МИГРАЦИИ АРИЕВ