Вход

Путешествия как вершина образования. Виталий Сундаков

Почему книжные знания больше не актуальны? Как научиться анализировать и делать выводы самостоятельно? Российский путешественник, президент Фонда русских экспедиций и путешествий, член Русского географического общества Виталий Сундаков рассказывает, что только в путешествиях можно получить природные и архитектурные иллюстрации книжных знаний. Поможет ли этимология понять историю? Нужно ли сегодня как можно больше читать, изучать пословицы и поговорки? Переходит ли количество в качество? Какова связь шахмат, архитектуры и русского языка? Что общего у Кремлевской стены и Стены Плача? Почему расстреливают у стенки? Кто родители Снегурочки и жена Деда Мороза? Что можно предложить вместо книжных знаний? Как вернуть человека в логику, научиться анализировать информацию и делать свои выводы? Как стимулировать интерес ребенка к познанию и подбрасывать интересные вопросы? Кто такой путешественник? Почему люди становятся исследователями? Как по совету Сократа познать себя, чтобы познать весь мир? Какая сторона света самая неизученная? Может ли путешествие стать вершиной образования и что нужно понимать каждому путешественнику?

Виталий Сундаков: Сейчас у меня нет в ближайшее время экспедиций, сейчас у меня есть путешествия, в которые со мной отправляются люди. И в процессе путешествия мы посещаем те или иные территории, города, городки, говорим на русском языке о русском языке, любуемся прямыми иллюстрациями того, о чем говорим, природная ли это среда, архитектура ли это. Надо приводить примеры, не очень понятно, зачем нужен Сундаков или кто-то другой, мы поехали, там экскурсовод, он там про это и расскажет. Не знаю, мы с Вами стоим возле кремля, того или иного, на Золотом кольце города, града. Ты расскажешь, что такое город, что такое град, откуда слова образовались, что они обозначали. Или вот тебе прямая архитектура, вот это что такое? Это башня, вот это фасад этого кремля, вот еще одна башня. Как называются на русском языке эти башни? Эти башни называются «слон», каждая башня называется «слон», почему? Потому что она заслоняет. И вот их четыре угловые, и когда русские люди увидели элифанта, то они его назвали по аналогии «слон», потому что у него ноги, как эти 4 башни у кремля, а не наоборот.

Или как фигура в шахматной доске называется? Слон. Она, что, с хоботом? Нет, там башня, почему же тогда она «слоном» называется по-русски? Знаете, тогда ты начинаешь понимать, здесь про шахматы, там про архитектуру, здесь про русский язык, и вот что бы мы не увидели. Это что такое между башнями? Это стена. А вот это что? Это стенка. А чем стена от стенки отличается? Толщиной? Нет. Почему Стена плача, Кремлевская стена, расстрелять почему у стенки, а не у стены? Это же тоже интересно, да? Потому что стенка – это задняя часть, а фасадная – это стена, и фасадная – это та самая почетная, главная, а задняя – это задняя, потому что… Надо много что рассказывать, почему. Но у нее, у этой стены, у стенки разили, то есть казнили, поставьте ее к стенке. Если ты это понимаешь, тогда ты понимаешь, кто такой стенка-разнь, стенка, у которой разили. А при чем тут стенка-разнь и стенка, у которой разили. Это Вы спросили, давайте поговорим про это. А не сразу начинаешь говорить о фальсификации истории, о мифологических персонажах или словах, которые стали историческими, наоборот, и так далее.

Я как-то вывел формулу работы с детьми, например, это целесообразность, естественность интересов и привлекательность действий. Вот в таких путешествиях через привлекательность действий и естественность интереса люди начинают получать знания и навыки, потому что они начинают тебя спрашивать, ты провоцируешь только эти вопросы. Вот способ познания - это путешествия. Вообще «путешествия» или «путешественник», сама теология слова, это человек, шествующий по пути, не идущий по тропинки, пробирающийся, не идущий по дороге, а шествующий по пути. Путь предполагает, с большой буквы, высокие цели, цели зависят от согласия головы и сердца. То есть, если ты отправился в путешествие, это не в поездку и не в командировку, это совсем другая история. И ты, конечно, преображенный оттуда вернешься, у тебя другой взгляд будет и на архитектуру, и на искусство. Казалось бы, ты в русской традиции или в какой-нибудь, не знаю, православной. Вот икона, что на ней изображено? А что это за люди здесь стоят? Вот Георгий Победоносец, знаете каноническую икону? Да. А скажите, кто это сзади в челне такой в синем сидит с Георгием Победоносцем, такой маленький по сравнению с ним? А почему женщина какая-то стоит там в левом углу, и она на цепочке этого змея держит? А с правой стороны какая-то башня, на ней люди кричат, что это обозначает? На всех канонических иконах, связанных с Георгием Победоносцем? Не знаю, может, священники? А как ты смотришь и вопросом даже не задаешься? А это кто? А это Дед Мороз, а это внучка его Снегурочка. А кто мама и папа у Снегурочки? А кто жена у Деда Мороза? Почему тебе даже в голову не приходит поинтересоваться? И так по каждому поводу, во что бы наш взгляд в этом путешествии не уперся, ты людям подбрасываешь вопрос. Говоришь, слушайте, и тогда они говорят, да, действительно. Давайте подумаем, порассуждаем. Все, они уже заряжаются, теперь по-другому смотрят и самим себе задавать этот вопрос, и они уже становятся исследователями, они исследователи собственной истории, собственной земли, собственной традиции, собственной культуры, собственного языка. А не то, что нам нужно изучать… Да, нужно, а как?

Царь философов, Сократ сказал: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир». Инструкцию только не приложил, как. Сколько на тебе родинок, сколько раз ты отжаться от пола, сколько кружек пива выпить, как познать самого себя? Я бы с удовольствием. А что мне вообще про себя, я про себя все знаю. Да? Все знаешь, точно? Можно тогда пару вопросов? Ты вообще какой, какой ты человек? Я добрый человек. Добрый в смысле не жадные или добрый в смысле ласковый? Да, я не жадный, щедрый. Приведи 2-3 примера своей щедрости. А с чего ты решил, что ты добрый, щедрый? Хоть куда, понимаете? А дальше больше, человек понимает, что вообще, а почему я сказал, что я добрый? Мама, наверное, мне так говорила, папа или кто-то. Мы про себя ничего не знаем. А иногда сюда, внутрь пройти труднее всего. Как в традиции уичоли, там 7 сторон света, 4 нам более-менее известны, пятая – вверх, шестая – вниз, седьмая – внутрь себя. Вот эта седьмая сторона света самая сложная, самая неизученная сторона. И чтобы человека туда обратить, должны появиться эти вопросы, как коленным железом прикоснулись. Но сначала он должен начать, как дети, а почему это, а почему то, а как это. Слушай, не задавай бестолковых вопросов, слушай, мне сейчас некогда, а это в книжке почитай, а это папы спроси, это у учителя.

Все, мы отбиваем у него напрочь желание задавать эти вопросы и искать на них ответы, будучи сами некомпетентные в ответах на вопросы, а нужно оставаться в его свойствах всю свою жизнь. Почему это так, а это так, а это нет, а здесь человек – венец эволюции. Какой он венец эволюции? Ни когтей, ни клыков, ни жабр, ни крыльев, почему же он венец? Падай с высоты собственного роста, разбивается насмерть, не знает, где север, юг, запад, восток, пока компас не возьмет или на звезды не посмотрит. Какой-то венец вообще не приспособленный, как так получилось? Или поговорки, или пословицы, какие-то утверждения голословные абсолютно, все их знают, все их повторяют, какой-нибудь, не знаю, чуть ли не закон диалектики, или количество переходит в качество. Ложь наглая, с какой это стати? Количество нивелирует качество, чем больше количество, тем меньше качество, и никогда оно не перейдет. Почему повторяют все друг другу, учат в книжках и не задумываются ни на минуту. Это по первому пункту, это по второму пункту, это по третьем, это по четвертому, все ложь. Достаточно же проверить однажды, сколько можно это повторять друг другу, даже не задумываться. И куда не посмотришь, одни сумасшедшие, и мир, и люди, сумасшедшие. И хочется, как минимум, остановить этот процесс, вернуть человека в логику, в риторику, кто ясно мыслит, тот ясно излагает, и тогда мы хоть будем понятны друг другу, объективны. Люди делают свои выводы или то, что они называют то, что они делают выводами, на основании чего? Увиденного, услышанного, прочтенного, да, а больше выводы на основании чего делать, только на основании увиденного, услышанного, прочтенного.

Я говорю, нет, это инвалидно, дискретно и вообще неправильно, а на основании чего делать вывод? На основании анализа увиденного, услышанного и прочтенного, но для этого надо научиться анализировать. А так тебе сказали, вот это хорошо по ящику, а вот это плохо, вот эти правы, вот эти не правы, все, сказали же, 2 раза повторили, 3 раза, 3 разных человека, все, значит, так оно и есть. С какого перепугу? Никакой аналитики у людей нет. Чего бы это не касалось, истории, политики, науки, чего угодно. Или не совмещение каких-нибудь, знаете, вообще не совмещение, если ты в какую-то таблицу залезешь микроэлементов, или возьмешь и прочитаешь «фтор», откуда он берется? Вот оттуда. Значит, по отношению к человеку, это что? Это смертельно опасное вещество, при этом тебе тут же продают зубные пасты с содержанием фтора, и у тебя та информация с этой никак не складывается вообще. Ты говоришь, подождите, подождите, потому что тебя не учили вообще анализировать, складывать информацию из разных сфер, наук или дисциплин. Или это там, оно само собой, и, вроде, ты про это знаешь, а это само собой, но никак одно с другим вообще не складывается. Это что такое? Это сумасшествие же абсолютное. И логика, и риторика, где эти дисциплины вообще, нет этих в школе дисциплин.

Или у нас самое большое количество лесов и водоемов в стране, а министерства лесного хозяйства нет, министерства водных ресурсов. Мы переживаем, что у нас горят леса или засоряют реки, а кто отвечает за это? Никто, конечно, они будут гореть. И это во всем, от самого низа до самого верха. Люди рвутся в государственное управление, или на демонстрации выходят, или имеют свои точки зрения, происходящего в мире, вообще не умеют ни думать, ни мыслить, ни анализировать, не обладая логикой. К чему я про это вдруг? Да потому что, став исследователем собственного тела, собственной жизни, собственной судьбы, собственной страны, ты сможешь тогда менять и собственное тело, и собственную судьбу, и собственную страну, и мир, потому что будешь осознанным и сознательным, будешь понимать, как все устроено, какие существуют инструменты, кто ими сейчас пользуется или почему не пользуется, и будешь брать и пользоваться, а вроде говорим о путешествии за город каком-нибудь или в какую-нибудь другую страну. Почему мудрейшие и говорили, что путешествие – это вершина образования, но только в том случае, если ты готов к этому путешествию. Ты понимаешь, зачем ты едешь, с кем ты едешь, как ты едешь и для чего.