Вход

Загадки Перуанской цивилизации – культура Караль Супе. Андрей Жуков

Найдены следы самой первой цивилизации Нового Света. Откуда возник и как исчез народ, оставивший инкам узелковое письмо? Андрей Жуков – кандидат исторических наук, вице-президент МИГ «Истоки цивилизаций» рассказывает про уникальное и масштабное открытие, совершенное в южноамериканской археологии в 90-е годы ХХ века. Какие следы древней цивилизации были найдены недалеко от столицы Перу в долине реки Супе? Караль – не единственный древний город на этой территории? Сколько городских центров обнаружили археологи в долине реки? Каков возраст этих городов? Может ли найденный комплекс быть самым древним государственным образованием в Новом Свете? Почему историки считают, что народ, построивший города в долине Супе, прожил там всего 200-300 лет? Что это за таинственная цивилизация, которая возникла из ниоткуда и ушла в никуда? Почему образцы узелкового письма – кипу – ученые находили только у цивилизации Супе и инков? Возможно ли, чтобы тысячелетиями такая сложная система как узелковое письмо была забыта, а потом снова появилась у инков? Каким образом была передана через века и сохранилась традиция кипу? Почему на территории древнего памятника не найдено ни одного образца керамики? Как обнаруженные артефакты противоречат общепринятой схеме развития цивилизации и канонической версии истории?

Жуков Андрей: Вначале девяностых годов прошлого века в южноамериканской археологии было совершено уникальное и масштабное открытие. В долине реки Супе, которая расположена, примерно, в двухстах километрах к северу от столицы Перу Лима, был обнаружен древний город, который получил название Караль. Более того, в ходе дальнейших исследований в долине Супе были обнаружены еще девятнадцать аналогичных городских центров, которые и составляли в свое время единое экономическое и протогосударственное образование, которое в археологии получило название «культура Караль Супе». В чем уникальность этой культуры? Дело в том, что археологи датировали ее появление временем пять или четыре с половиной тысячи лет назад, то есть это первое государственное образование в Новом Свете, и его возраст совпадает с самыми первыми цивилизациями в Старом Свете. Более того, в ходе десятилетий археологических раскопок, сам Караль был расчищен от многочисленных слоев песка и гравия, которым он был засыпан за последние тысячи лет, и, оказалось, что это развитый городской центр с пирамидальными постройками, с площадями, с храмами, но при этом в ходе раскопок на территории этого памятника не было обнаружено ни одного фрагмента керамики, то есть эта цивилизация возникла на территории Перу в докерамический период, и этот момент совершенно вступает в полное противоречие с общепринятой схемой развития человеческих цивилизаций, что в Новом Свете, что в Старом. Поскольку керамическое производство появляется неолите и энеолите, по европейской классификации, то есть задолго до появления государственных образований. В случае с Каралем получается наоборот, на пустом практически месте, где до этого жили охотники и собиратели, которые вели простейшее натуральное хозяйство, вдруг возникает натуральное государственное образование с монументальными постройками, с развитым производящим хозяйством, потому что археологами были обнаружены остатки домашних растений, которые практиковались на территории Перу на протяжении всех последующих тысячелетий. То есть жители Караля выращивали и хлопок, и маис, и тыкву, и перец, и бобы, то есть весь основной набор продуктовой корзины, которая на протяжении всех дальнейших тысячелетий составляла основу питания жителей древнего Перу.

Таким образом, получается, что на территории долины Супе примерно пять тысяч лет назад практически на пустом месте возникло государство, которое, кстати, просуществовало не так долго, по мнению историков, эта цивилизация просуществовала в этой местности двести или триста лет и потом таким же загадочным образом исчезла. То есть на территории памятников не было обнаружено каких-либо следов разрушений, которые сопутствуют военным действиям или завоеваниям, не было следов пожаров, то есть как люди пришли, пришли ниоткуда, построили города практически на пустом месте, так и исчезли, и потом на протяжении практически двух тысячелетий здесь не было населения с производящим хозяйством, то есть эта цивилизация возникла из ниоткуда и ушла в никуда, не оставив практически никаких следов, хотя некоторые следы этой цивилизации остались, они не менее фантастичны, чем само ее появление. В общем-то, те, кто интересуется историей Древней Америки, знают, что такое узелковое письмо кипу, которое составляло основу коммуникационной системы в империи инков. То есть это узелковое письмо из шерстяных или хлопковых нитей, которое позволяло фиксировать статистические данные бухгалтерского и экономического учета в государстве инков. Но дело в том, что на территории Караля был найден сохранившийся, хорошо сохранившийся в условиях местной почвы кипу. И возраст его, таким образом, четыре с половиной – пять тысяч лет. И разрыв с кипу, который присутствовал в государстве инков, составляет практически четыре тысячелетия. Между цивилизацией Караля и цивилизацией инков кипу не было найдено ни на одном из памятников в этом промежутке. Каким образом сохранилась эта традиция, вызывает огромные вопросы и представляет из себя непонятную загадку. Тысячелетия такая сложная система как узелковое письмо не фиксируется и потом у инков опять всплывает. Таким образом, можно предположить, что инки, когда строили свое государство, естественно, строили его не на пустом месте, а использовали богатейший опыт предыдущих цивилизаций, но вот традиция такой сложной коммуникационной системы как узелкового письма сохранилась на протяжении тысячелетий и вошла в систему инкской империи.

Таким образом, получается, что цивилизация Караль Супе предоставляет нам полный объем фактов, который совершенно не укладывается в канонической версии истории, в линейную схему, будь то появление государства в докерамический период, будь то сохранение на протяжении тысячелетий сложнейшей системы письма, все это не может быть объяснено с точки зрения современной исторической парадигмы. И это дает нам перспективу, возможность найти новые аспекты, новые принципы развития древней истории человечества.