Вход

Монархия в былинной Руси - возможно ли такое?

 

Высокоразвитая государственность у славян возникла на много столетий раньше, чем у народов Западной Европы. Лев Прозоров

Считается, что монархия на Руси возникла не раньше 16 века. Но, реконструируя быт и нравы Дохристианской Руси на основе русского былинного эпоса, историки наталкиваются на чёткие признаки монархического правления, которые имели место не позднее 7-8 века н.э. В этот период западноевропейские народы управлялись ещё племенными вождями. А на Руси уже был свой "священный правитель", "символ нации", "Помазанник Божий". Он был призван олицетворять собой народ и землю перед Богами и другими народами. Своим сенсационным открытием делится выдающийся русский историк, специалист по Дохристианской Руси Лев Прозоров.

-Работая над своей диссертацией, над книгой о киевских богатырях, перенесшей уже немало изданий, я обнаружил еще одну вещь. Оказывается, на Руси были священные монархи, в то время, когда, по мнению большинства историков, у нас был первобытный общинный строй, былина и не только она показывает, что Русью правили настоящие священные правители на подобии японских микадо, как сейчас японские императоры представляют собой священный символ, воплощение божества на японской земле. Такими же когда-то были, в те далекие времена, правители Руси. 

Принято считать, что монархия на Руси, власть, сосредоточенная в единых руках, когда не просто вождь вел за собой дружину, а был правитель, который воплощал в себе волю всему народу и всей земли, появилось на Руси в XVI, а то и в XVII веках при Иване Грозном или при первых Романовых. До этого у нас были дружинные вожди, и мы в очередной раз отстали. Но когда я изучал былины, когда писал книгу о былинных богатырях, я обнаружил, что Владимир Красное Солнышко, Всеславьевич из былин не похож на тот облик дружинного вождя, который показывают нам летописи, он, с одной стороны, очень древний, а с другой стороны, это правитель другого особенного типа. Ибн-Фадлан описывает погребение знатного русса, но большинство исследователей не обращают внимания на то, что там сказано про правителя Руси, ибо слишком это описание отличается от того, что мы знаем по летописям, что князь Игорь, правивший во времена Ибн-Фадлана, его сын Святослав ходили в походы во главе войска. Ибн-Фадлан пишет, что царь руссов сидит постоянно посреди покоя большого, пирует и других дел не имеет, а войско за него водит, как он говорит, наместник. По-арабски Ибн-Фадлан называет этого наместника халифом.

Это оказалось очень похожим на тот образ, который создают наши былины. Вспомним, князь Владимир Красное Солнышко на всем протяжении всего русского былинного эпоса никогда не возглавляет войско, никогда не занимается обороной своего города, он возглавляет пиры, он раздает награды, общается с богатырями, но в походы никогда не ходит. Как известно, Владимир Креститель хоть и был не так героичен, как его отец Святослав, но большую часть своей жизни провел в походах. Еще одно несходство между Владимиром Всеславичем и Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Более того, когда Владимир Всеславьевич Красное Солнышко пытается вмешаться в оборону Киева от подступающего врага, главный богатырь Илья Муромец его довольно жестко отдергивает «ты князь знай свою княгиню Апраксию», а оборону Киева, дескать, предоставь нам. Илья Муромец в эпосе играет роль фактического главы богатырской дружины, того самого наместника по Ибн-Фадлану, который возглавляет все Киевское войско, раздает указания, накладывает указы, отправляет богатырей в поездки.

Что же, собственно говоря, представляет сам Владимир Красное Солнышко, для чего он нужен? Еще Фрейзером отмечено, что у многих народов существовал священный правитель, должность которого была не водить войско в поход, а воплощать собой весь народ, свою землю перед Богами и другими народами. Поэтому Владимир никогда, как полагается такому священному правителю, никогда не покидает Киев, поэтому Владимир постоянно пирует, чтоб магическим образом поддержать благополучие страны и сочетается со своей княжной Апраксией, которая представляет саму страну, как супруга верховного правителя. Такой архаический, мифологический, с одной стороны, а с другой стороны, тот тип, которому впоследствии через много веков снова вернулась монархия, когда монарх стал не полководцем, а символом народа, как сейчас является британская королева, как символом нации является микадо императоры японцев, таким был древний русский князь.

Недаром, когда Русь в XIX веке появляется на страницах западных хроник, ее правитель и его потомки носят вплоть до X века и даже до XI века странный для нынешнего русского уха, связанный с Хазарией титул каган. Почему каган? Потому что каганы тоже были священными правителями, которые не ходили в походы, а представляли собой, это не обязательно у хазар взято, скорее всего, это взято еще и Авар, которые правили центром Европы. Я говорил о том, что Русь былинная зародилась на Дунае и на Дунае стоит былинный Киев и на Дунае правит Владимир Всеславьевич Красное Солнышко. «Видсид» поэма VII-VIII веков англосаксонская говорит, что жителями «holmrygi», то есть жителями острова ругов (руссов) правит каган, то есть еще с VII-VIII веков этот иноземный титул стал применяться к русским князьям, когда большинство славянских князей превратились уже в вождей. Также о правителях Рюгена, острова руссов на Балтийском море, Саксон Грамматик свидетельствует, что они были окружены огромным почти божественным почтением среди остальных славянских народов и правителей, а Адам Бременский даже пишет, что правители Рюгена единственные имеют титул, который он передает, как «rex» (царь, правитель). Власть священных правителей и на дунайской Руси и на балтийской Руси и в былинах у нас сохранилась память об этой власти – все это имеет давнюю традицию, буквально, с былинных времен. Получается, что у наших предков руссов священная монархия возникла не позднее V века н.э., то есть тогда, когда предки европейских королей, даже не правителей, а вождей франков, англов, германских племен были действительно племенными вождями, вождями дружин, а не правителями и тем более не королями еще в те далекие времена.