Что необычного ученые находили в Сибири

Что необычного ученые находили в Сибири / Фото: fresher.ru Что необычного ученые находили в Сибири / Фото: fresher.ru

На огромных просторах Сибири скрывается множество секретов и опасностей. Несмотря на крайне суровый климат, в этой местности люди жили на протяжении тысячелетий. Сегодня об этих древних обществах известно очень мало, а в вечной мерзлоте Сибири ученые постоянно находят следы неизвестных культур, необычные могил и совершенно неожиданные образцы ДНК.

1. Танцующий скелет

В российской провинции Приморский край был найдет скелет, который будто весело проводил время. Археологи, которые нашли данную могилу в 2017 году, назвали скелет Михаилом. Первая странность заключалась в том, что «Михаил» – единственный скелет, принадлежавший 30-летнему мужчине на кладбище для пожилых людей. А еще более уникальным его делало странная поза, в которой его нашли.

Подобный ритуал погребения был неизвестен ученым: Михаил лежал на спине, его запястья были скрещены на тазу, лодыжки были также скрещены, а колени разведены в стороны далеко друг от друга. Это создавало впечатление, будто скелет танцует, но реальность была менее праздничной.

Исследования показали, что Михаила, вероятно, уложили в могилу со связанными руками и ногами. Исследователи также считают, что Михаил, который жил между седьмым и девятым веками, страдал от болезни, деформировшей его ноги. Сегодня решить загадку танцующего скелета уже практически невозможно.

2. Сибирские драконы

Что необычного ученые находили в Сибири

В 1970-х годах Сергей Фефелов вспахивал свое поле в Хакасии, когда внезапно трактор выкорчевал на поверхность что-то металлическое. Оказалось, что это 8 пряжек в виде драконов. Возраст артефактов составлял почти 2000 лет и они очень четко изображали змеевидных зверей.

Подобное открытие не только «добавило» драконов в древнюю мифологию Сибири, но и доказало, что она эволюционировала без какого-либо внешнего влияния. Естественно, можно вспомнить про китайскую культуру, распространявшуюся по всей Южной Сибири. Но в то время в Китае еще не сформировался четкий образ дракона.

Исследование показало, что драконы Фефелова уникальны. Возможно, они были талисманами, предназначенными для предотвращения опасности, или же эти изделия были как-то связаны с астрономией. Рядом с тем местом, где были обнаружены пряжки, было древнее место по названию Сундуки, которое, как считают ученые, местные жители тысячи лет назад использовали в качестве обсерватории.

3. Медные погребения

Что необычного ученые находили в Сибири

На севере России давным-давно забытая культура VIII века хоронила своих мертвых, заворачивая их в медь. В 1997 году возле Салехарда был обнаружен некрополь Зеленый Яр. В 2017 году в этом месте раскопали пару трупов в необычных погребальных одеяниях. Похороненные каждый в своей собственной могиле взрослый и шестимесячный младенец были плотно заключены в коконы из слоев бересты, меха и ткани.

Самым необычным же было использование меди. «Кокон» мумифицированного ребенка был украшен медными кольцами, и точно такими же кольцами было обернуто все тело взрослого. Разворачивание мумифицированных останков потребует длительного, деликатного процесса, и ученые с нетерпением ждут информации об этой загадочной группе. На данный момент пол 1300-летней пары погребенных остается неизвестным.

4. Необычное присутствие собак

Что необычного ученые находили в Сибири

В Сибири в большинстве доисторических деревень было несколько собак. Обычно в одном поселении держали менее десяти собак, поэтому археологи с удивлением обнаружили останки более 115 «друзей человека» в одной деревне. Анализ костей показал, что эти собаки напоминали сибирских лаек, но были намного меньше по размеру. Усть-Полуй, расположенный недалеко от Полярного круга, населен людьми и домашними животными в течение уже 2000 лет.

Ученые предположили на основании находок, что собаки использовались для охоты и выпаса оленей. Восстановленные сани показали, что этих животных также использовали в качестве тягловых. Но это далеко не все — как оказалось, собаки в этом поселении, кроме всего прочего, служили едой или даже жертвенными животными. Были обнаружены останки 15 черепов, сложенных вместе, причем каждый мозг была разделен одинаковым образом.

5. Мальтийский мальчик

Что необычного ученые находили в Сибири

Предками коренных американцев были евразийцы и восточные азиаты, покинувшие Сибирь во время последнего ледникового периода. В течение длительного времени исследователи пытались определить, когда происходили разные миграции и когда группы слились вместе. В 2013 году генетический код четырехлетнего мальчика, погребенного около Белой реки 24 000 лет назад, был наконец секвенирован.

Геном мальтийского мальчика, названного в честь соседней деревни, предположил, что группа, связанная с европейцами, «пожертвовала» треть генов коренным американцам. Как ни странно, хотя мальчик имел ДНК, уникальную для современных коренных американцев и западных евразийцев, его геном не был связан с восточными азиатами.

Ближайшими генетическими «родственниками» сегодняшних коренных американцев являются корейцы, китайцы и японцы. Подобное отсутствие генетического сходства, вероятно, говорит о том, что мальчик жил в то время, когда население еще не перемешалось.

6. Взрывающаяся тундра

Что необычного ученые находили в Сибири

В 2016 году ученые на отдаленном острове осторожно наблюдали за невероятным явлением. Белый остров в некоторых местах начал превращаться в «желе». Целые пласты земли вспучивались, а затем лопались как пузыри. Подобное явление начало появляться по всей Сибири. После взрывов оставались «дыры» в земле: от крошечных ямок до гигантских кратеров. Ширина одного из таких кратеров на полуострове Ямал была 30 метров.

Пугающая реальность стала очевидной после того, как на полуостровах Ямал и Гыдан было обнаружено 7 000 «выпуклостей». Обеспокоенные опасностью, которую представляют эти бомбы замедленного действия, исследователи вскрыли несколько «выпуклостей». После того, как в «пузыре» пробивали отверстие, из него выделялись сильно концентрированный метан и двуокись углерода.

Что это за выпуклости — до сих пор остается тайной, но некоторые предполагают, что всему виной уникальная геология тундры. Здесь под землей находится древний газовый «пояс», запечатанный под вечной мерзлотой. Поскольку явление появляется на широтах, где прогревается Евразия, может быть, что таяние вечной мерзлоты позволяет подземному газу подниматься к поверхности. Но ни одна теория не объясняет взрывов.

7. Галерея Кара-Туруга

Что необычного ученые находили в Сибири

Замечательное сотрудничество между цивилизациями разных эпох можно увидеть на скалах на границе Монголии и России. Более 4000 лет люди украшали гору Дас-Даг. Возможно, вдохновленная своими предшественниками, каждая культура добавляла в коллекцию свое наскальное искусство. Возраст петроглифов Кара-Туруга варьируется от бронзового века до поздней средневековой эпохи, причем здесь рисовали около 500 человек.

Самые ранние петроглифы могут изменить общепринятое мнение о том, что сибиряки бронзового века были сугубо кочевниками. Были найдены уникальные изображения лестниц, крытых сцен и домов, причем это были далеко не юрты. Интересно, что каждая группа неизменно рисовала горных козлов (на которых здесь охотились испокон веков), и никто не уничтожал работы других людей. В результате до нынешних времен дожила уникальна древняя галерея.

8. Отрадненский фрагмент

Что необычного ученые находили в Сибири

В 2012 году прогулка в лесу обернулась неожиданностью для местных жителей из поселка Отрадненский. Они нашли металлический предмет по размеру больше, чем автомобиль. Непонятная «штука» выглядела как U-образный цилиндр, причем один ее конец сужался в купол с выступами. Внутри цилиндра была пустота. Предполагая, что артефакт весом 200 килограммов упал из космоса, жители деревни привезли его в поселок. После того, как никто не смог опознать находку, вызвали экспертов из Москвы.

Слухи о «фрагменте НЛО» усилились, когда глубоко ночью в атмосфере секретности под усиленной охраной объект был вывезен из Отрадненского. В итоге российское космическое агентство Роскосмос изучило радиоактивную частично изготовленную из сверхпрочного титана находку и заявило, что это не космическая технология. Первоначальная оценка NASA была примерно такой же. Дальнейшей информации не поступало.

9. Остров Руин

Что необычного ученые находили в Сибири

Посредине сибирского озера Тере-Холь есть остров, покрытый руинами. Обнаруженный в 1891 году комплекс занимает 3,5 гектара и окружен прямоугольной стеной высотой 10 метров. Пор-Бажын – одна из самых сложных загадок России. Никто не знает цели данной структуры, кто ее построил или почему было выбрано именно это озеро в Тыве. Оно находилось далеко от других населенных пунктов и торговых путей. Учитывая его изоляцию и стены, 1300-летний комплекс мог быть фортом.

Местная архитектура чем-то похожа на городские дворцы династии Тан. Несколько домиков находились в аккуратной «сетке» из окружающих строений во внутреннем дворе. Эта центральная конструкция состояла из 36 деревянных столбов и двух секций, соединенных проходом. Крыша была облицована плиткой. Также воссозданный макет форта похож на буддийские монастыри Тан.

10. Семья в тайге

Что необычного ученые находили в Сибири

Таежные леса Сибири относятся к последним неизведанным местам на Земле. В 1978 году проводилась воздушная разведка района возле границы с Монголией, где, предположительно, ранее не ступала нога человека. К удивлению, в этом месте была найдена целая семья. Большинство взрослых и детей никогда не видели других людей, а у двоих и вовсе началась истерика, когда геологи вошли в их дом. После того, как все успокоилось, раскрылась невероятная история. Это была семья Лыковых.

Старообрядцы бежали от репрессий при Сталине, уйдя в тайгу в 1936 году. Там они прожили втайне от всех более 40 лет, не подозревая о Второй мировой войне. Когда прибыли геологи, мать по имени Акулина умерла от голода за 17 лет до этого. Отец Карп жил со своими сыновьями Савиным (45 лет) и Дмитрием (36 лет), а также дочерьми Натальей (42 года) и Агафьей (34 года). Двое младших родились в условиях дикой природы.

Лыковы были умны и находчивы, но их религиозные верования и годы голода в 1981 году стали фатальными. Будучи старообрядцем, Дмитрий отказался от лечения пневмонии. В том же году почечная недостаточность убила Наталью и Савина. Агафья похоронила своего отца в 1988 году. Единственная оставшаяся в живых 73-летняя Агафья отказывается присоединиться к цивилизации и поныне живет в семейном доме.