Чем неандертальцы отличаются от современных людей

Неандертальцы отличались от людей более крупным сложением, теплообменом, а также строением внутреннего уха, из-за чего они по-другому двигались и ориентировались в пространстве. Такие выводы сделала международная группа ученых, исследовавшая останки двух неандертальских младенцев.

"Наша работа посвящена исследованию закономерностей роста и развития скелета неандертальцев и их отличиям от современных людей. Это исследование важно для изучения эволюционной истории человечества", - рассказала ТАСС археолог Любовь Голованова, сотрудник АНО "Лаборатория доистории", участвовавшая в исследовании.

Голованова, археолог Владимир Дороничев, а также их коллеги из США, Германии и Франции проанализировали два самых хорошо сохранившихся скелета неандертальских младенцев. Один из них был найден в Мезмайской пещере в России, другой - в пещере Ле Мустье (Le Moustier) во Франции. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Первые погребальные обряды

Как рассказала Голованова, неандертальцы - первые, кто стал намеренно хоронить умерших людей. "Скелет новорожденного неандертальца из Мезмайской пещеры - уникальная находка не только для нашей страны, но и в целом в мире. Это единственное в России погребение неандертальца, которое сохранилось практически полностью", - пояснила археолог.

Этот скелет экспедиция под руководством Головановой нашла в 1993 году. Возраст погребения, в котором он был найден, оценивается в 60-70 тысяч лет, а возраст самого младенца на момент смерти - в 1-2 недели.

Скелет из Ле Мустье был найден в 1914 году, однако затем утрачен. В научной литературе считалось, что эта находка исчезла во время Первой мировой войны. В 1996 году французский исследователь Бруно Морей во время инвентаризации фондов идентифицировал кости младенца - неандертальца в коллекции Национального музея доистории в Лез-Эзи-де-Тайак-Сирей. Возраст этого скелета оценивается примерно в 40 тысяч лет. Этот младенец умер, когда ему было четыре месяца.

Чем отличаются неандертальцы

Как рассказала Голованова, особенности строения тела неандертальцев появляются уже к моменту рождения. Так, у них было широкое тело и массивные кости. "Более массивные длинные кости скелета неандертальцев свидетельствуют о том, что они обладали гораздо более мощной мышечной массой и другим теплообменом", - отметила археолог. Эти особенности помогали неандертальцам выживать в более холодном, по сравнению с современным, климате последней ледниковой эпохи.

Череп неандертальца имел более низкую черепную крышку, выступающую затылочную кость, скошенную лобную кость, сильно выступающую лицевую часть черепа. Эти отличия также проявлялись уже во младенчестве, показало предыдущее исследование Головановой, Дороничева и их коллег.

Кроме того, при рождении строение внутреннего уха, в котором расположен вестибулярный аппарат, у неандертальцев было не таким, как у современных людей. Из-за этого, полагают антропологи, неандертальцы двигались и ориентировались в окружающем пространстве немного иначе, нежели современные люди, но как именно, сказать нельзя.

В ближайшем будущем Голованова и ее коллеги планируют опубликовать статью, посвященную исследованию неандертальца из самого позднего слоя среднего палеолита Мезмайской пещеры. "Эти исследования имеют отношение к поздним неандертальцам и проблеме исчезновения целого вида Homo - неандертальского человека", - заключила Голованова.

ДЕВОЧКА ИЗ ДЕНИСОВОЙ ПЕЩЕРЫ