Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
- Каменное городище (Большая Гомольша) Каменное городище (Большая Гомольша)
https://dostoyanieplaneti.ru/5157-Gorodyshhe-Bolshaya-Gomolsha#sigProId3471592b4e
Каменное городище (Большая Гомольша / Сухая Гомольша / Сухогомольшанский археологический комплекс)
Поселение срубной культуры – в четырех километрах к северу от села Большая Гомольша в Харьковской области, в пойме балки. Размеры – 120 на 50 метров.
Городище скифской эпохи (V – III века до нашей эры) расположено на мысе левого берега реки Гомольша, площадь около семи гектаров, окружено валом и рвом. В 1928 – 1929 годах в окрестностях городища найден бронзовый котел скифского типа.
Два селища обнаружены в 1968 году В.П.Андриенка и В.З.Фрадкиным: первое селище скифской эпохи – в одном километре к востоку от села, на пашне, площадь 150 на 70 метров; второе селище скифской эпохи – в урочище Засеменово, на мысе правого берега реки Гомольша, в одном километре к югу от животноводческой фермы, у северо-восточной окраины села, площадь 500 на 300 метров.
Курганный могильник скифской эпохи (V – III века до нашей эры) расположен в лесу, в 2,5 километрах к востоку от городища. На план при съемке Б.А.Шрамков в 1968 году нанесены более 700 курганов и один майдан. Насыпи достигают высоты 7 – 8 метров. Неоднократно производились раскопки А.С.Федоровским, С.А.Семеновым-Зусером, Б.А.Шрамко.
В районе городища археологами обнаружены следы поселений и могильники древних поселенцев с эпохи неолита по средневековье Хазарского Каганата. Отсутствие близких проторенных путей в те неспокойные времена не отпугивало людей, а наоборот привлекало. Наверное, первыми соорудили на этом городище защитные валы, как и впрочем, на многих других, скифы. В эпоху Хазарского каганата фортификационную защиту городища дополнили, очевидно, еще каменные стены. Известный исследователь средневекового Подонья С. А. Плетнева писала: "городище Сухая Гомольша в КБЧ упоминается как "Каменное", т. е. на нем в XVII в. стояли (были хорошо видны) каменные стены и даже в XIX в. еще была видна окружавшая городище каменная стена (упоминаемая в 1905 г . Багалеем), но в настоящее время при визуальном осмотре этого памятника его "валы" выглядят точно так же, как на остальных городищах - просто земляными насыпями, гребень которых покрыт щебнем. Разрез вала позволил выяснить, что в основе этих валов лежат остатки стены: два панциря, сложенные из больших песчаниковых камней, и забутовки из глины и щебня между ними".
Наиболее заметный след после себя в районе городища оставили аланы, жившие в эпоху Хазарского Каганата.
Сухогомольшанский могильник принадлежат к числу наиболее изученных захоронений салтовской культуры верховьев Северского Донца, здесь археологами исследовано 317 захоронений по обряду кремации. Согласно выводам исследователей средневековья В. В. Седова и Г. Е. Афанасьева, салтовские поселенцы столкнулись в лесостепи с большим массивом Пеньковского (славянского) населения, вследствие чего происходила инфильтрация славян в салтовскую среду. В результате и появляются салтовские могильники типа Сухой Гомольши с обрядом трупосожжения.
Большое количество исследованных на могильниках погребений указывает на относительную длительность их существования. Так, Сухогомольшанский могильник, по данным исследовавшего его В. К. Михеева, в целом существовал со второй половины VIII по начало X в., хотя отдельные территориальные группы захоронений датируются более коротким временем. Этот могильник по числу погребений превосходит все другие, известные к настоящему времени памятники региона с погребениями по обряду кремации. Исследования археологами могильника позволили им сделать вывод, что Сухогомольшанская община характеризовалась большой степенью обособленности, замкнутости, закрытости, что косвенно и подтверждается антропологическими данными.
То, что Сухогомолыпанский могильник находится рядом с городищем, окруженным несколькими крупными селищами, указывает на достаточно значительную роль всего комплекса для окружающего населения. Относительно малая величина объема труда, затраченного па возведение оборонительного сооружения, характер использования мысовой площадки позволили интерпретировать Сухогомолыпанское городище как общинное убежище. Вероятно, хорошие естественные условия защищенности данной местности отчасти может объяснить низкий уровень вооруженности населения сухогомольшанской общины. В таком случае на воинов были возложены обязанности, вероятно, только по несению сторожевой службы и охране городища, что больше характерно для относительно спокойной, стабильной военно-политической обстановки. Факт прекращения существования дружинной группы погребений могильника Сухая Гомольша в первой половине IX в. может быть объяснен изменением ситуации, повлекшим увеличение оборонительного значения другого пункта.
Вооружение из комплекса могильника (сабли, боевые топоры-чеканы, пиковидные наконечники копий), наличие в захоронениях конского снаряжения однозначно указывают того вероятного противника, нападений которого так опасалось местное население. Таким врагом могли быть степняки, ибо славянское население лесостепных и лесных районов в этот период еще не представляло для салтовцев серьезной военной опасности, да и возможности конных отрядов при столкновении и местах с большими лесными массивами существенно ограничены. Вполне возможно, что перераспределение оборонных функций между населением сухогомольшанской и ближайшей южной красногорской общин связано с появлением и степных районах в начале IX в. венгерских племен. Примечательно, что все известные в настоящее время салтовские кремационные погребения с оружием и конским снаряжением в бассейне Ссверского Донца и Оскола расположены па границе степи и лесостепи, как бы маркируют споим присутствием своеобразную буферную зону между лесостепным земледельческим населением и кочевым населением степных районов.
Судя но набору предметов вооружения и наличию конского снаряжения в кремациях могильников, в обществе существовал слой профессиональных воинов, который был достаточно неоднородным и включал воинов с разным имущественным положением. При этом, по-видимому, па верхней ступеньке воинской иерархии можно было оказаться как благодаря определенным достижениям в ратном деле, так и по принадлежности к социальной верхушке общества. Инвентарь воинских сожжений могильников указывает па существование легкой конницы, тогда как наличие профессиональных воинов-пехотинцев материалами из захоронений никак не подтверждается. Вероятно, в случае необходимости роль пехоты могли выполнять отряды ополченцев, состоящие из свободных мужчин, вооруженных кто чем может. Этим и обусловливается трудность их выделения из общей массы погребений. Салтовская керамика совместно с пеньковской обнаружены в некоторых жилищах Сухой Гомольши.
Жилища в районе городища, содержавшие пеньковскую и салтовскую керамику, представляли собой полуземлянки с глубиной пола 0,1-0,5 м от уровня материка и размерами стен в среднем 2,6 х 3,3 м. Жилища Сухой Гомольши имели наклонные к полу стенки по периметру или отвесные прямые стенки срубной конструкции, в углу имелись печи. Салтовская керамика, найденная здесь представлена кухонными горшками, сделанными па поворотном столике и орнаментированными горизонтальными или волнистыми линиями по тулову, зубчатым штампом по краю венчика, фрагментами лощеных кувшинов, аналоги которым имеются на многих салтовеких памятниках и амфор с ровной, бороздчатой и украшенной зональным рифлением поверхностью.
Источники: http://dalizovut.narod.ru, http://www.zamky.com.ua, http://dalizovut.ru, khiao.files.wordpress.com,
www.repin.in.ua, https://books.google.ru, https://gomilshaforest.wordpress.com,