Шаманский Фестиваль — Алатырь
Тувинские шаманы готовятся к мужскому обряду очищения
В июле этого года меня пригласили на фестиваль народных культур Алатырь на Алтае, обещали оплатить перелёт, трансфер и проживание и даже сулили приличный гонорар взамен на мой концерт, лекцию о северной свадебной традиции и живую сказку под гусли для детей и взрослых. Я, конечно же, согласился. Ни разу не был на горном Алтае, но давно мечтал полюбоваться его красотами. А тут такой случай подвернулся. До самого отъезда думал, что фестиваль проходит именно на горном Алтае, пока водитель машины, которая везла меня вместе с музыкантами из проекта «Покров-этно» в аэропорт, не прояснил ситуацию. Горный Алтай – шумная туристическая зона, а то место, где я провёл эти три замечательных дня, расположены в долине. Оно довольно безлюдно и больше подходит к тематике фестиваля с огромным количеством практик и обрядов, требующих уединения.
Ну, вот я и на «горном» Алтае. Начался фестиваль Алатырь. Я уже успел сегодня выспаться после самолёта и познакомиться с бразильским шаманом доном Рохелио из племени Уичолей (Мексика). Он нас угощал своим волшебным табаком рапэ, прочищающим носоглотку и сознание. И вот сейчас мы идём на тувинский обряд. Чему посвящён – не знаю. Надеюсь, сейчас нам это всё расскажут.
Когда я подошёл к месту, обряд уже начался. Несколько участников фестиваля сидели вокруг живописно сложенных гладких камней, где шаман и его жена собирались разжечь жертвенный огонь. Позже я познакомился с ними поближе – мы жили все три дня фестиваля в одном домике. Это были шаманы из Тувы Экер и Елена. Мне захотелось задать им несколько вопросов, и они любезно согласились ответить. Мы поговорили немного о шаманской болезни. Оказалось, что оба они ей переболели. Это было довольно тяжёлое испытание, но необходимое, чтобы стать шаманом. На мой вопрос, зачем это нужно Духам (Предкам по-нашему), Экер ответил так: не испытав болезнь на себе, нельзя вылечить от неё другого. Может быть это и так, но медицинский справочник в наши дни – довольно толстое издание, это ж сколько времени надо, чтобы всем переболеть? Есть, правда, в книге Георгия Тымнетагина «Хранитель Севера» другая версия возникновения шаманской болезни, но истина живёт не только в книгах. У Экера в то время болели все внутренности костей, по его словам, он чувствовал себя в 22 года глубоким стариком и мог передвигаться без передышки не дальше ста пятидесяти метров. Так он терпел пару месяцев, а потом сдался и побрёл к дому, где были шаманы. Тут его и отпустило, его приняли, и с тех пор он «работает шаманом».
Шаманка Елена во время обряда
Как-то в детстве я посмотрел фильм «Пойгин – Белый шаман». Фильм однозначно давал понять, что белый шаман – за Советскую власть, а чёрный – пережиток прошлого. Что же на самом деле отражают эти понятия? Что значит белый и чёрный шаман, верхний или нижний? На мой вопрос о том, какой он шаман, Экер ответил: конечно, верхний. А в чём разница? – спросил я его. Разница в том, откуда сила, ответил тот. Позже я слышал версию, что белые шаманы не используют бубнов и даже не разговаривают с чёрными шаманами. Выходит, все шаманы на фестивале нижние? Я так до конца и не понял. Наблюдаем, изучаем дальше.
Обсудили мы и погребальные обычаи Тувы. Оказалось, что сжигать или закапывать в землю у тувинцев всегда считалось нехорошим занятием. Духи будут недовольны. Умерших в их традиции просто кладут на землю в праздничной одежде вместе со всей амуницией. Мелкие звери и птицы обгладывают их мясо с костей, и этот круговорот считается благом. Есть и неудобная часть этого обряда: иногда летом трупы опухают и «садятся» на землю. Картина не для слабонервных, а иногда на тувинские кладбища забредают непослушные дети. Тогда шаманам приходится восстанавливать их психику.
Обсудили мы и ещё много чего, я рассказал им о гуслях и об изменённом состоянии сознания, в которое они вводят. В этом состоянии, подобно состоянию в шаманских практиках, человек способен общаться с Предками…
Но вернёмся к происходящему. Вообще-то я принципиально не участвую в обрядах, смысл которых не понимаю. Однако, мужской обряд очищения, проводимый Экером и Еленой, был весьма похож на нашу славянскую или близкую ей индийскую традицию: такой же жертвенный костёр, предлагаемые Духам масло и пёстрые зёрнышки для исполнения желаний. Шаман предложил нам почувствовать Духов Земли, Духов Предков.
Если открыли глаза, на шаманов, кто, что делает, не обращайте внимания. Смотрите только на огонь, не отвлекаясь на другое, потому что это время нам очень дорого, - произнёс шаман.
Шаманский бубен
Под звуки бубна мы закрыли глаза и начали своё общение с Духами. Сначала я мысленно поздоровался с Духами этого места, поблагодарил их за гостеприимство и попросил у них разрешения на проведение этого обряда. Ну, а дальше я общался уже со своими Дедушками и Бабушками ясноокими, кои сопровождают меня по жизни, где бы я ни был. Не знаю, как другие, но я воспользовался случаем и обстановкой для того, чтобы проработать одну внутреннюю задачку, давно не дававшую мне покоя. Шаман сказал, что Духи довольны, и я надеюсь, что у меня всё получилось.
Наряд тувинского шамана
Я не очень люблю звуки бубнов. Гораздо больше мне нравится перезвон шаманских колокольчиков, уводящих нас в верхние миры. Сделав дело, я открыл глаза и немного поснимал действо, благо разрешение на съёмку было получено заранее. Картинка вышла неплохая, если учесть, что снимал я на смартфон. В целом складывалось ощущение, что я оказался в одном из выпусков «Клуба кинопутешествий» – старейшей программы отечественного телевидения. В конце обряда шаман проделал кнутом несколько манипуляций на позвоночнике каждого мужчины. Весьма похоже на то, что снимает присоски и прочую нечисть. На этом обряд был закончен, мы поблагодарили Экера и Елену и отправились на ужин.