Древняя столица покоится под толщей воронежской земли
Арабские письменные источники VIII-X веков нашей эры указывают на то, что на территории нынешнего села Борщево Хохольского района Воронежской области существовала столица славянского княжества. В арабских источниках город называется Джерваб, что в переводе означает «обрывистый город», «город над обрывом». Это поселение было многонациональное, и историки до сих пор спорят, представители какой народности здесь жили. Публикация краеведа Анатолия КОЖЕМЯКИНА раскрывает многие, не известные ранее, страницы истории древнего Подонья – Донской Руси. Джерваб – Борщево (княжество Донская Русь)
На протяжении длительного времени археологов интересовал вопрос о местонахождении города Вантита, о котором писали восточные источники. Одни считали, что он находится на месте городища на Михайловском кордоне в Рамонском районе, другие – на Титчихинском городище в Лискинском районе. Но пока стороны к единому мнению не пришли. В ряде своих работ мы указали, что Вантита как такового не существовало. Кроме этого названия, он имел еще несколько других. Как свидетельствует анализ восточных источников, произведенный нами, слово «вантит» переводится как «город» и могло принадлежать лишь городищу Титчиха, который в прошлом назывался Богатом.
Но дело не в нем. Археологи умышленно опускают текст, помещенный ниже сообщения о Вантите. В нем, в частности, указывается, что по соседству с ним находится город Джерваб. Он переводится как «обрывистый город», город над обрывом. Если использовать славянское название, то оно звучит как «Яреси». Не исключено, что в VIII-X веках так называлось Борщевское городище, которое некоторые исследователи считают общинным центром. Восточные источники указывают, что в Джервабе были два поселения – в одном жил «светлый князь», а в другом его помощник «жупан». Не исключено, что первый подчинялся хазарскому царю-кагану. Да и как было не подчиняться этому правителю, если его владения были со всех сторон каменными хазарскими крепостями, самой северной из которых было Стрелицкое.
На протяжении более 70 лет изучается Борщевское городище, на территории которого имеются два поселения – Большой и Малое. Его особенность – погребения в курганах с камерами, ровиками, которые не являются славянскими, а принадлежат балтскому племени «голядь», жившему на берегах Верхней Оки в пределах современной Калужской области.
В 50-х годах ХХ века с легкой руки археолога А.Н.Москаленко археологическая культура балтского племени голяди была названа «борщевской» культурой славян на Дону. Впоследствии она засомневалась в правильности этого термина. Но, к сожалению, он еще существует среди воронежских археологов, известных своим консерватизмом. Свои работы они ведут на уровне конца XIX – начала ХХ веков при помощи одной лопаты, хотя имеется современная специализированная аппаратура. Без нее они сами усложняют себе жизнь: они часто копают там, где ничего нет.
Но, как говорится, бог с ней, с этой техникой. Есть вещи более серьезные. В поисках мифического Вантита они опускают те места восточных источников, где говорится, что по соседству с ним находится город Джерваб, где сидел «светлый князь» и его заместитель «жупак». И это совершенно не случайно: в Джервабе (Борщево) им пришлось признать факт существования раннефеодального объединения на Дону – княжества. А это не входит в планы воронежских археологов. Но рано или поздно надо признать факт его существования и заняться разработкой его истории, его культурой.
Если, например, на городище Титчиха была обнаружена письменность в виде «рун», то почему она не может быть в Борщево? Более того, она была также обнаружена и на Маяцком городище. Если же она была найдена на «периферии» в Богате (Титчинском городище), то могла быть и в Борщево (Джервабе). Письмена находились на керамике и могут быть на различных борщевских изделиях из глины, и их дешифровка поможет раскрыть новые страницы истории средневекового Подонья, его княжества.
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что наличие письменности в Подонье свидетельствует о существовании в этом регионе классового общества, о наличии культуры, письменности, среди местного населения. Не исключено, что она первоначально могла возникнуть в среде жителей города Богата (Титчиха), который в VIII-X веках был самым крупным торговым центром юго-восточной Руси, куда захаживали купеческие караваны из Средней Азии и Китая. Позднее она была обнаружена в селе Алеканово (возле Рязани) и Твери, на Маяцком городище в Лискинском районе. Этот вопрос требует дальнейшего изучения, и поэтому мы не будем на нем останавливаться.
Мы не сомневаемся в том, что в XXI веке будет полностью пересмотрена средневековая история Подонья, Донского княжества, будет создана научно-техническая лаборатория в ВГУ по изучению воронежских рун (микроэпиграфики по методу В.А.Чудинова), изучены древние картографические материалы по истории воронежского края.
В начале своей статьи мы поставили подзаголовок «княжество Донская Русь». И это было совершенно не случайно: на территории Среднего Дона жили и работали выходцы из различных мест – волыняне, аланы, мордва, вятичи и др., и поэтому исследователи затрудняются установить: какое же племя здесь проживало? Кроме того, обнаружено большое количество топонимов с расплывчатым названием «русь». Восточные источники указывают на существование в этом регионе особого политического объединения – княжества, и нелепо его не признавать из-за личных амбиций. Оно было хорошо известно в IX-Х веках восточным авторам, но не известно археологам ХХ столетия, потому что его признание повлечет за собой полный пересмотр истории края: переход родового – общинного строя в раннефеодальный. Это повлечет за собой отказ от определенных ненаучных догм, чего очень боятся воронежские археологи. Но им все равно придется признать факт существования «княжества Донская Русь» в IX-X веках с центром в Борщево (Джервабе).
Не исключено однако, что могло существовать и второе княжество в междуречье Дона и лесного Воронежа, центром которого могло быть живописное городище в Рамонском районе с особым контингентом населения.
Как свидетельствует анализ материалов, на территории Среднего Дона существовало княжество (возможно, два) с разноплеменным населением, и говорить о принадлежности его к славянскому миру можно лишь относительно.