Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
- Геоглифы Чилийской пустыни Геоглифы Чилийской пустыни
https://dostoyanieplaneti.ru/62-gieoghlify-chiliiskoi-pustyni#sigProId2673a959c9
Геоглифы Чилийской пустыни
Чилийские геоглифы, сильно отличаются от гигантских изображений Наски, и как предполагается, были созданы гораздо позже, между 600 и 1500 годами нашей эры. Это был период бурного регионального развития, когда территория была населена многочисленными общинами и возникли условия для культурного и социального обмена.
Сохранность изображений тоже различна. Чем дальше на юг от густонаселенной Арики, тем лучше сохранились геоглифы.
Изображения нанесены в основном двумя методами. В первом случае для создания геоглифа использовался тёмный скалистый материал, который контрастировал с более светлым грунтом. Во втором случае, как в Наске, расчищалась сама поверхность, обнажая более светлый слой.
Все чилийские геоглифы можно разделить на три большие группы: 1. Геометрические. В основном это изображения людей, сформированные при помощи кругов, квадратов, ромбов и ломаных линий. 2. Зооморфные. Представляют собой изображения животных из семейства кошачьих, птиц, змей, а также рисунки лам и верблюдов. 3. Антропоморфные – Изображения людей, которые часто несут в руках копья, стрелы, посохи и перья.
Последние исследования выявили более 5000 геоглифов, среди которых геометрические формы являются доминирующими. В равной мере, широко представлены антропоморфные и зооморфные изображения.
Первое систематическое исследование геоглифов в долине Тарапака, в 1976 году провел Лаотар Нумез, который и предположил, что рисунки связанны с движением караванов. Позже, начиная с 1978 года, из за резкого ухудшения состояния геоглифов вдоль всего Панамериканского шоссе, стартовала программа оценки, изучения и сохранения древних изображений. Исследования, в результате которых были открыты новые археологические памятники и дополнена имеющаяся информация, были проведены в долинах рек Ллута, Асапа, Чиза, Тиливиче и многих других местах. Вся информация была обработана и собрана вместе, для формирования новой, всеобъемлющей базы данных.
Геометрические геоглифы напоминают узоры на текстиле и керамике. Они представляют собой, окружности, концентрические круги, круги с точками, прямоугольники, симметричные кресты, стрелки, простые и сложные параллельные линии, спирали, простые и сложные ромбы. Встречаются изолированные группы, в которых рисунки расположены без видимого порядка. Примечательно, что отдельные линейные фигуры выложены на подготовленной горизонтальной поверхности, некоторые из которых достигают более ста метров в длину.
Геометрические фигуры в форме ромба, в простых и сложных вариантах, встречаются наиболее часто. Как правило, они хорошо видны с большого расстояния, особенно если расположены на верхней части склона. Изображения складываются из квадратов или прямоугольников, выложенных внутри обычного ромба, в результате чего получается ромбовидная лестница с обозначающая голову, тело, оружие и основу. Изображение ромба встречается в искусстве всех доиспанских культур. Он использовался в архитектуре, как орнаментальный мотив, имеющий важное символическое значение, а также в ранних текстильных и плетёных изделиях. Из-за сложности конструкции, большого числа изображений и значительного ареала распространения ромб стал предметом специального анализа, подчеркнул его важность и интерпретировал, как наиболее важный символ для древних людей. Ромб возле Актакамского гиганта имеет ориентацию на Мачу Пикчу.
Среди зооморфных геоглифов наиболее часто встречается фигура ящерицы, изображение которой может более 50 м в длину. Ящерицы и земноводные, с узнаваемыми пропорциями тела и конечностей, широко представлены во многих местах. Как правило, рисунки ящериц расположены на склонах горных хребтов, не только в прибрежных районах, но и в предгорьях, недалеко от караванных путей. Ящерицы, жабы и змеи занимали особое положение в Андском мировоззрении, как божества, связанные с водой и заботой о плодородии земли.
В наскальной живописи, и особенно в геоглифах, изображение человеческой фигуры является большой проблемой для разработки концепции рисунка. Некоторые антропоморфные геоглифы довольно схематичны, другие являются более натуралистичными. Встречаются, как отдельные изображения так парные, в сочетании другими, обозначающие различные церемониальные действия. Также представлены человеческие фигуры связанные с конкретными видами деятельности, таких как охота, рыболовство, транспорт, религия. В рисунках прослеживается организация иерархии, через соответствующие одежду или предметы, такие как луки, гарпуны, плоты, ламы, посохи, шапки, головные и нагрудные украшения. В сюжетах есть сцены, где пары занимаются очевидными половыми актами, есть изображения людей с поднятыми руками в позе поклонения.
На самом севере Чили, между долинами рек Lluta и Асапа, расположены изображения человеческих фигур, достигающие средней длины 50 м. Этот тип фигур имеет голову с надетой шляпой, изображенной в профиль, без шеи и всего тела. Рисунки статичны и схематичны, похожие на абстрактные цифры. Художник не включил в дизайн такие тонкие элементы, как шея и лодыжки и придал человеческой фигуре стилизованный внешний вид. Исходя из эстетических соображений и характеристик, с нашей точки зрения, всё это делает стиль Арика уникальным и эксклюзивным на всём побережье. В качестве хронологического показателя, можно предположить его связь с аналогичными антропоморфными конструкциями в украшениях, и на полихромной керамике "Gentilar" культуры Арика, между 1000-1400 н.э. Область Арики выделяется полным отсутствием геометрических геоглифов.
Зооморфные мотивы представлены фигурами орла, цапли, обезьян и кошек и связаны техникой исполнения с другими антропоморфными изображениями. Районы Шука, Чиса, Камаронес и Тиливиче лежат относительно узкой полосой и ограничены каньоном реки, которая создает труднопреодолимое естественное препятствие. Здесь самой распространенной фигурой, является уникальное для этого региона, геометрическое изображение, которое можно описать как двойной контур квадрата.
Остаётся загадкой, какую истинную функциональную природу имели квадратные фигуры, которые теперь мы интерпретируем как "ритуальный загон». Двойной контур имеет заполнение тонким гравием, в соответствии с представлениями инков о строительной модели, в которой стены делались из камня двойными с заполнением промежутка мелким щебнем и грязью.
Можно предположить, что геоглифы северного Чили, по своей форме продолжение древней традиции наскальной живописи, которая сохранялась, по крайней мере, до начала христианской эры. Возможно, присутствие этих изображений в пустыне связано с появлением сельского хозяйства и переходом к оседлому образу жизни. Может быть, это проявление социальной интеграции, которая в то время начала появляться в Центральных и Южных Андах. Точные причины, по которым у отдельных групп кочевников пересекавших пустыню Атакама, возникла потребность, отметить определённые места и сделать их священными, путем создания геоглифов, вероятно, останутся загадкой. Но связанные с этим феноменом социально-культурные индикаторы позволяют считать геоглифы продуктом длительного мыслительного процесса, требующего определенных знаний и сильной мотивации. Так как создание геоглифов дело непростое и очень затратное.
Геоглифы, как выражение творческого и интеллектуального потенциала народов Анд, наряду с другими их произведениями, возможно являются свидетельством коренных социальных и политических изменений происходивших в 800-1500 годах в обществе жителей чилийской пустыни.