Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
- Древнерусский Любеч Древнерусский Любеч
https://dostoyanieplaneti.ru/5629-lubech#sigProIdbe1f880569
Древнерусский Любеч
Любеч - один из древних и важных городов Руси : «Северные врата» Южной Руси, где покоились ладьи перед путем в Киев и далее до Византии. В настоящее время посёлок городского типа Репкинского района Черниговской области Украины.
Городище в урочище Лисица относится к милоградской культуре, затем — зарубинецкой культуре. Наиболее значительны в Любече напластования X — середины XIII века и XIV—XVII веков. Поселение роменской культуры возникло на территории Любеча, судя по находкам лепной керамики, в конце IX века.
На могильнике Любеча раскопано 34 кургана; подавляющее большинство погребений — кремации. Во многих курганах погребальная урна помещена в верхнюю часть насыпи, что свидетельствует о присутствии северянского населения в Любече.
Археологический комплекс Любеча включает Любечский детинец (Замок) площадью ок. 0,3 га, сооружённый, по гипотезе академика Бориса Рыбакова, в конце XI века черниговским князем Владимиром Мономахом, укреплённый окольный град площадью ок. 4 га, неукреплённое предградье, подол и два курганных могильника.
Любеч впервые упоминается в Повести временных лет как город, который в 882 году захватил новгородский князь Олег, направлявшийся в Киев, хотя, по данным археологии, города тогда ещё не существовало.
В трудах византийского императора Константина Багрянородного Любеч упоминается как Τελιουζα (Телиоца). В Любече в 937 году была возведена (обновлена) варяжская церковь Святого Андрея Первозванного. Церковное подворье имело тесные связи с Византией и стало основной базой для последующего крещения русского княжеского рода (возможно, изначально в Любече церковное подворье стало первой епископией). Подворье имело свою печать «Святой Андрей» в 940-е годы, что говорит о наличии епископии в Любече, а не Киеве. Второй церковью была церковь в Ольгомье граде (Гомей) в пригородном селе Будутин, где у Малуши родился князь Владимир.
Из Любеча была родом Малуша, ключница Ольги, мать Владимира I Святославича. В ходе борьбы с братом Ярополком Владимир Святославич был вынужден бежать к варягам. Однако в 980 году он вернулся и около Любеча разгромил дружину Ярополка.
В 1016 году на берегу Днепра у Любеча новгородский князь Ярослав Мудрый разбил своего сводного брата, киевского князя Святополка Окаянного.
В 1051 году отшельник Антоний (ум. в 1073), уроженец Любеча, после долгого пребывания на Афоне, поселился в одной из пещер киевского холма, что считается датой основания Киево-Печерского монастыря.
В 1097 году в городе состоялся т.н. Любечский съезд — встреча потомков Рюрика и союзных им половецких князей для раздела бывших владений Владимира Великого, что и было сделано.
В 1147 Любеч был сожжен Ростиславом Мстиславичем, а в 1157 разграблен половцами. Черниговский князь Святослав Ольгович, получив город, вероятно, отстроил его, поскольку здесь Ольговичи обсуждали (1180) план военных действий против Ростиславичей.
Источники: https://kartaslov.ru; http://lib.ru; https://ru.wikipedia.org; https://varandej.livejournal.com