Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
- Кветунь (Кветунское городище) Кветунь (Кветунское городище)
https://dostoyanieplaneti.ru/5144-kvetun#sigProId410eefa113
Кветунь (Кветунское городище / Древнерусский Трубчевск)
Кветунь - деревня Трубчевского района Брянской области, Телецкого сельского поселения, в 9 км к юго-западу от Трубчевска.
Комплекс археологических памятников VIII-XII веков, состоящий из городища, обширного селища и могильника, насчитывавшего несколько тысяч захоронений (из них исследовано около 200) – второй по величине курганный могильник в России. На протяжении многих лет изучался В.А. Падиным.
Кветунь под Трубчевском: небольшая крепость с сильными естественными укреплениями, святилищем и языческим курганным некрополем. Выявлены следы ремесленников, работающих на заказ, административного управления, военной племенной элиты. Между крепостью и некрополем лежит небольшое неукрепленное поселение, где обитало население, занимавшееся ремеслом и сельским хозяйством. Это – центр одного из северянских княжеств. Позднее, после включения в состав Древней Руси, размеры поселения увеличиваются: здесь жили ремесленники, воины, слуги. Кветунь стала опорным пунктом государственной власти, позднее подгородним селом с укрепленной усадьбой трубчевских князей. Языческое кладбище превратилось в христианский погост. Кветунь не стала городом: центр княжества, образованного в 1164 г., был перенесен на 12 км в соседний Трубчевск, напротив устья реки Неруссы, что связала две части княжества – трубчевскую и курскую.
По археологическим данным, поселение основано племенем славян-северян.
В XVI веке в 1,5 км к юго-западу от деревни основан Чолнский Спасский монастырь (закрыт в 1923, частично сохранился, памятник архитектуры XVIII века, ныне приспособлен под психоневрологический интернат); при этом Кветунь была одной из его вотчин.
Кветунское городище. Слово "кветень", от которого произошло название Кветунь, на языке древнеславянского земледельческого календаря означает апрель - время весеннего пробуждения земли, цветения фиалок, появления на лесных опушках золотисто-желтых мать-и-мачех, начала земледельческих работ (квет - цветок).
В древности мыс омывала река Десна. Но теперь она изменила свое русло. На прежнем месте темнеют пятнами старицы Десенки, окаймленные лозняками, тростником и осокой. Вверху, над меловыми отрогами, укутанными кудрями орешника, маячат руины древнего Чолнского монастыря. Видно, не раз разбивались вражеские атаки о кветунские укрепления. Один из высоченных деснянских мысов облюбовал человек еще в доисторическое время, когда кремневые и бронзовые топоры, ножи и наконечники стрел только что сменили на железные, когда возникли военные столкновения из-за скота и появилась потребность в укрепленных убежищах. Люди выровняли на мысе площадки, с напольной стороны насыпали высокий земляной вал и выкопали глубокий ров, а по краям площадки поставили из заостренных кольев изгородь.
На мысу поселились славяне. Они подправили валы, сделали покруче склоны, обнесли поселок мощными деревянными стенами. С развитием производительных сил, ростом общественного разделения труда начинается интенсивное отделение ремесла от сельского хозяйства, из сельского населения выделяются ремесленники и купцы для продажи ремесленных изделий и селятся здесь. Так произошел Трубчевск.
В начале Трубчевск состоял из крепости – "детинца". С двух сторон "детинец" граничил с глубокими и широкими оврагами, крутые склоны которых люди подправляли, делали непреступными. С третьей стороны был крутой склон к Десне, а с четвертой – мощный земляной вал и глубокий ров, над которым повисал мост. Детинец служил крепостью для князя и его слуг-дружинников. Он был княжеским замком, под защитой и прикрытием которого шло формирование города. А рядом с княжеским замком раскинулось предгородье или посад, где проживал ремесленный и торговый люд.
Близ Кветунского городища - курганное поле. До самого горизонта тянулись загадочные холмы, привлекавшие внимание археологов. В послевоенное время Трубчевский музей исследовал около двухсот курганов. Раскопки раскрыли историю этого замечательного археологического комплекса. Могильник оказался кладбищем Трубчевска X-XII веков. Ранние курганы - огромных размеров. Он является по своим размерам вторым в нашей стране после Гнездовского под Смоленском. В них найдены большие скопления золы и угля, лепные погребальные урны, останки сожженных покойников, а с ними - ожерелья, перстни, ножи, боевые топоры, поясные наборы. В некоторых курганах погребения окружались кольцевыми ровиками или оградками, сделанными из глины, связанными с культом солнца.
Один из курганов напоминал огромную шапку древнего витязя. Его наши предки насыпали над местом языческого святилища, где веками горел ненасытный огонь, пожирая принесенные человеком жертвы. Тогда у костра стояли закоптевшие деревянные идолы - безмолвные свидетели обильных жертвоприношений. С принятием христианства святилище опустело, на его месте насыпали гигантский курган, чтобы люди приходили сюда для тайного общения с запрещенной религией. Трубчане познакомились с христианством задолго до его официального принятия Русью в 988 году, о чем свидетельствуют курганные материалы. Например, в одном из захоронений, совершенных по - христиански (трупоположение), найдена монета Константина VII Багрянородного, царствовавшего в Византии с 913 по 959 годы. Монета не изношена, указывает самое позднее на третью четверть Х века, когда было совершено это погребение. Найдены курганы с мозаичными бусами, датирующиеся второй половиной Х века. С погребениями, совершенными по христиански.
Документы говорят, что Трубчевск с 1164 года является стольным городом сына черниговского князя Святослава Всеволода за богатырскую силу и смелость прозванного Буи-туром. Женат был Всеволод на внучке Юрия Долгорукого Ольге Глебовне. Летописи высоко ценят его. "Того же лета (1196г.) в Ольговичах (эта княжеская ветвь называлась так по имени основателя Чернигово-Северского княжества - Олега) преставися князь Всеволод Святославич, брат Игорев, и тако спрятовше тело его вся братья с великою честью и с плачем великим и рыданием: понеже бо во Ольговичех всех удалее рожаем и воспитанием, и возрастом и всею добротою и мужественною доблестью и любовь имеяще ко всим".
Всеволод был похоронен в Чернигове в Благовещенской церкви на берегу реки Стрижень. Двадцать пять лет назад академик Б.А. Рыбаков раскапывал фундаменты этой церкви и в своей книге "Слово о полку Игореве и его современники" пишет, что археологам открылась великолепная постройка 1186 года с мозаичным полом, украшенным изображением сада с павлинами. На юг от алтаря находилась гробница XII века, принадлежавшая, по всей вероятности, Всеволоду. В эпоху "Слова" под властью Трубчевского князя находился и курский удел, прикрывавший Северскую землю от половецких набегов. Поэтому Всеволод и говорит Игорю:
"Седлай, брат, Своих борзых коней,
А мои наперед уж объезжены, У Курска оседланы.
А мои-то куряне-Ратники бывалые:
Под трубами повиты, Под шеломами всхолены,
Концом копия вскормлены.
Пути им ведомы, Родники по оврагам знаемы;
Луки у них натянуты, Колчаны отворены,
Сабли изострены, Сами скачут, будто серые
Волки по полю, Князю славы ища, чести себе".
Разумеется, характеристика, данная князем курянам, относится и к трубчанам, так как они составляли ядро княжеской дружины. Это было время, когда ослабевшая от междоусобицы Русь подвергалась иноземному вражескому растерзанию. Брянский край, несмотря на естественные преграды (реки, леса, озера и болота), грабили половцы. Об этом говорится на страницах летописи. В ней и первые известия о Трубчевске. 1185 год. Поход северских дружин на половцев, талантливо описанный в знаменитом "Слове о полку Игореве". В походе участвовали и трубчане под знаменами своего князя Всеволода. Руководил походом брат Всеволода князь новгород-северский Игорь. Игорь выступил из Новгород-Северского 23 апреля 1185 года. Всеволод с трубчанами двигался через Севск (Свиной дорогой), Курск (Пахнутцовой дорогой) к верховьям Сейма и Донца, недалеко от которых начиналась Изюмская самка (дорога), выводившая в район половецких степей. У реки Оскол братья и их дружины встретились и пошли на юг, к реке Сальнице. Встретив передовые половецкие отряды, северцы в ожесточенной схватке разбили их: "Рано в пятницу потоптали они нечестивые полки половецкие и, рассыпавшись, как стрелы по полю, увезли прекрасных половецких девиц, и с ними золото, богатые ткани и дорогие бархаты". Но назавтра "бусовы дети криком преградили поля, а храбрые русские – багряными щитами". Русские были окружены множеством вражеских полков, выступавших "ак борове" (словно лес).
Трубчане дрались мужественно и бесстрашно. Всеволод, отрезанный половцами от остатков своей дружины, изнемогал от ран и жажды, но разил и разил врагов. Печально для отважных северских дружин окончилась эта битва. Бояре и дружины "...в море истопоша", т.е. были убиты или утоплены в Торских озерах. Почти весь многотысячный Игорев полк, в том числе и трубчевская дружина, "на бризе быстрой Каялы... полегоша за землю русскую". Наделенный природой богатырской силой, Всеволод, "обломав меч и копья о вражьи шеломы, долго отбивался руками от наседавших кочевников идущее вкруг при озере", но плена ему, как и Игорю, миновать не удалось.
В дальнейшем, отпущенный под честное слово, Всеволод в качестве выкупа возвратил хану 200 половцев, плененных когда-то трубчанами, уплатил 1000 серебряных гривен (гривна – слиток серебра около 187 граммов весом), на которые можно было тогда купить несколько табунов коней (конь стоил 1-3 гривны).
Известно, что поражение северных дружин в 1185 году половцы хорошо использовали. Хан Кза бросил на Северскую землю многочисленный отряд, который разорил Путивль и его окрестности. Затем 5000 половцев совершили жестокий набег на другие города. Тогда, видимо, был уничтожен Трубчевск, и поэтому Всеволод, возвратясь из половецкого плена, построил город на новом месте. Трубчевск перенесли на новое место (современный парк).
По другим данным, в 12 веке н.э. город Трубчевск был перенесен на нынешнее свое место, в район Соборной горы и Покровской площади из-за ряда причин, среди которых изменение русла Десны, отошедшего от старого города, малая площадь, ограниченная могильником, а так же стремление окончательно подавить, подчинить Киеву старую северскую родовую знать. Ранее на Соборной горе уже существовали небольшие крепости-городища юхновской (1-7 вв.до н.э.) и роменской (8-10 вв.н.э.) культур.
Источники: http://www.kray32.ru, http://puteshestvie32.ru, http://libryansk.ru, http://arheologija.ru,
http://rusarch.ru, http://iamruss.ru, https://arch-heritage.livejournal.com, http://www.off-road-drive.ru