Пятницкий камень (Долбинский камень)
Пятницкий камень (Долбинский камень)
В селе Долбино (древнее название Темная Пятница) Белёвского района Тульской области, под крутой горой в реке Вырке лежит камень, известный среди жителей этого села как "растущий".
В легенде, бытующей среди жителей Долбино, говорится, что в древности к камню приходила Параскева Пятница и на камне остался след от ее левой ноги, а вскоре по реке приплыла к камню ее икона. На Руси было поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины.
Камни-следовики известны во многих районах славянского мира. Все они обычно связаны с культом Богородицы. Здесь исключение можно объяснить тем, что камень лежит непосредственно в русле реки, а значит, связан с поклонением воде, реке, с языческой богиней земных вод Мокошью. Параскева Пятница, как известно, при христианизации приняла на себя все функции этой языческой богини.
Известен Долбинский камень еще как растущий, т.е. по преданию он все время растет, увеличиваясь в размерах. Аналогичных "растущих" камней много, все они культовые. Однако камень совсем не растет. Здесь очевидная связь с ростом растений, их вегетативной силой, т.е. поклонение этому камню было в первые дни мая, когда язычники поклонялись первым росткам нового урожая, и молились о будущем урожае, прося своих богов даровать влагу на поля. Святая Параскева признавалась нашими предками как покровительница и охранительница полей и скота, подательница урожая. Раннехристианский культ Параскевы Пятницы слился со славянским культом женских духов воды и растительности - русалок.
Русалки у древних славян - это особые женские духи водной стихии: рек, озер, прудов, родников, колодцев, а также растительности: деревьев, трав, цветов, хлебов.
В подтверждение этому существует еще одна легенда в с.Долбино. Над камнем, на высоком обрывистом берегу, стояло в древности огромное дерево, росшее корнями вверх, и этому дереву поклонялись. Этнографами зафиксированы похожие легенды, и они связаны с идеей мирового дерева как вегетативной силы растений. Дерево, растущее корнями вверх, вероятнее всего означало то, что оно всей своей мощью должно было собирать небесную влагу - дождь и посылать ее на поля.
Подобные легенды присущи многим народам Европы и Малой Азии и связаны они с мировым "древом жизни". Дерево это представляет собой женское божество хтонического характера и олицетворяет собой жизнь вообще и плодородие в частности. Как в религии греков, Гея олицетворяет земную почву с растительностью или как у финикиян и вообще в Ханаане Ашера, или Астарта - богиня плодородия.
Поклонение камням было связано с идеей посылки небесной влаги на землю, с этими целями поклонялись рекам, озерам, источникам в определенные дни во время всего вегетативного периода роста растений.