Вход

Комплекс памятников Ксизово-19

Комплекс памятников Ксизово-19

Комплекс памятников Ксизово-19 - выявленные посе­ленческие и погребальные комплексы различ­ных эпох — неолита-энеолита, эпохи бронзы, раннего железного века, позднеримского, гуннского, древнерусского времени, а также немногочисленная коллекция кремней верх­непалеолитического облика. Памятник расположен на береговом склоне высокой надпойменной террасы пра­вого берега р. Дон у северо-восточной окраи­ны с. Ксизово Задонского р-на Липецкой об­ласти.

Раннеславянская экспедиция Института археологии более 10 лет ведет археологические работы на территории Острой Луки Дона. Их основная цель – изучение этнической истории и социальной структуры населения лесостепного Подонья в эпоху Великого переселения народов. В последние годы проведены раскопки комплекса памятников Ксизово-19, содержащих, кроме материалов гуннской эпохи, напластования, начиная от эпохи энеолита до древнерусского периода.

Наиболее ранние находки из культурного слоя поселения относятся к энеолитической репинской культуре второй половины IV – первой половины III тыс. до н.э. Эпоха бронзы представлена материалами воронежской, катакомбной, абашевской, срубной и бондарихинской археологических культур. Обнаруженные здесь захоронения принадлежали катакомбному и абашевскому населению.

Уникальны для Верхнего Подонья грунтовые погребения скифского времени. Они совершены в узких ямах и ориентированы в северо-западный и юго-восточный сектора. 6 из 8-ми изученных захоронений имеют признаки посмертного расчленения – черепа отсутствуют, а кости груди перемещены. Из могил, предварительно датированных VI-IV вв. до н.э., происходят наконечники стрел - железные втульчатые с ромбическим пером и костяной черешковый, бронзовые булавки со спиралевидными головками и ворворка. 

Захоронения из Ксизово отличаются от среднедонских погребений скифской эпохи – подкурганных, совершенных в камерах с деревянными конструкциями, с преобладающими северо-восточной или юго-западной ориентировками. Объекты, подобные открытым в Ксизово-19, известны в лесостепном Подонье лишь на Семилукском городище. Существует, однако, точка зрения, что последние представляют собой не собственно погребения, а  останки обитателей поселения, погибших во время сарматского разгрома.

Материалы гуннской эпохи преобладают в культурном слое памятника. Общая площадь неукрепленного поселка этого периода составляет около 36 га. Он – самый обширный по площади на Острой Луке Дона. Здесь исследованы гончарный горн и расположенные около него ямы-карьеры для забора глины,  жилища-полуземлянки, хозяйственные ямы, очаги и несколько ритуальных объектов (ямы со скелетами собак, яма с развалами сосудов, заложенная сверху камнем). Планиграфия сооружений свидетельствует о существовании на раскопанной части поселения по меньшей мере трех усадеб.

Одно из жилищ представляло собой округлую юртообразную постройку диаметром около 5 м. Вдоль стен прослежены ямки от столбовых опор. Еще одна линия столбов делила сооружение на два отсека, один из которых предположительно являлся "кухней", а другой – "спальней". Интерес представляют найденные здесь железные петли, служившие, очевидно, для крепления раздвижных деревянных конструкций. Это жилище второй половины V – начала VI в. является самой ранней юртообразной постройкой на территории Восточной Европы.

На одной из усадеб зафиксировано место работы ремесленника-ювелира. Культурный слой на этом участке был насыщен выплесками бронзы, обрезками разнообразных пластин, кусков дрота, обломков и обрубков изделий из цветного металла – зеркал, браслетов, фибул, предназначенных для переплавки. Здесь же находился выложенный камнем очаг.

Кроме лепной и гончарной керамики, из культурного слоя поселения происходят орудия труда (пряслица, ножи, обломки серпов, шилья, куранты зернотерок), туалетные принадлежности (5 бронзовых пинцетов, обломки зеркал, серебряная "ногтечистка", 3 костяных гребня) и прочие детали убора и украшения (18 фибул и их деталей, 12 элементов поясных наборов). Предметы вооружения представлены наконечниками стрел, типичными для гуннской эпохи, немногочисленными кольчужными кольцами, мраморным навершием меча. Связи с античным миром документируются обломками светло- и красноглиняных амфор, сероглиняных светильников и других импортных гончарных и стеклянных сосудов, серебряной серьгой, а также стеклянными бусами. Из культурного слоя Ксизово-19 происходит очень большое количество украшений, не типичное для синхронных поселений Острой Луки Дона. Не исключено, что часть из них попали в землю в результате выброса вещей из могил в ходе их вскрытия.

Поселение датируется V в., не исключая конец IV и начало VI вв. Часть украшений – двупластинчатые фибулы, накладка и застежка "цикады", позднеантичная серьга – уникальны для Верхнего Подонья.  В 2009 г. на поселении была также найдена медная монета, находящаяся в настоящее время на реставрации.

Могилы середины 1 тыс.н.э. впущены в культурный слой гуннского периода. Останки умерших в некоторых из них, как и в раннем железном веке, ритуально расчленены. Одно из захоронений в Ксизово-19 было коллективным (4 погребенных положены ярусами) и было совершено в обширной  яме с обозначенным местом входа. В другом погребении обнаружена женщина, на голове у которой сохранились остатки расшитой бисером ленты с бронзовыми подвесками, характерной для античного костюма. Погребения датируются периодом, начиная  от гуннского времени; их верхняя дата пока не ясна.

Исследования поселения и могильника Ксизово-19 середины 1 тыс. н.э. показали, что состав населения, оставившего этот археологический комплекс, был достаточно сложным.  Большинство форм керамических форм имеют прототипы на памятниках сейминско-донецкого варианта киевской культуры, распространенных на востоке Днепровского лесостепного Левобережья, в бассейне Северского Донца и Оскола. Прямоугольные полуземляночные жилища возведены в традициях киевского домостроительства. Это позволяет заключить, что основным этническим компонентом поселка был раннеславянский.

Некоторые сосуды, в частности большинство лепных лощеных мисок, находят параллели на памятниках культур бассейна Оки: позднедьяковской, мощинской и, в меньшей степени, рязано-окской. С окским компонентом связаны находки на памятнике бронзовых ложнозерненых накладок-бантиков и  глиняного дьяковского грузика поздней формы. 

Среди жителей поселка были выходцы из Северного Причерноморья или из других регионов, где была распространена позднеантичная культура. В Ксизово-19 на круге быстрого вращения изготавливали и обжигали в специальном горне сероглиняную посуду, которая по фактуре, обжигу, формам и орнаментации имеет параллели среди позднеантичных гончарных изделий. Античный головной убор – расшитая бисером лента с подвесками и свисающими по бокам нитями бус – был обнаружен в одном из женских погребений на могильнике. Многочисленны находки фибул, основной ареал которых – Северо-Восточное Причерноморье и Северный Кавказ.

Не исключено, что северокавказские погребальные традиции отразились в позах погребенных в коллективном захоронении. Мужчины в этой обширной яме лежали на спине в вытянутых позах, а женщина в верхнем ярусе – в скорченном положении на правом боку. Подобные позы умерших зафиксированы в Пятигорской котловине, начиная с III в.н.э. Совпадает с северокавказской и ориентировка погребенных: запад с отклонением к югу.

Наличие юртообразной постройки свидетельствует о присутствии среди обитателей поселка тюрок.

Полученные при раскопках Ксизово-19 материалы середины 1 тыс.н.э. подтверждают сделанное в 2004 г. предположение о наличии на Острой Луке Дона центра раннегосударственного образования с полиэтничным населением, вероятно, являвшегося частью державы гуннов. Древности VI-VII вв. в Верхнем Подонье пока не изучены, в связи с чем судьба населения данного региона в постгуннский период остается неизвестной.

Наиболее поздняя группа находок на поселении относится древнерусскому периоду. Они представлены гончарной керамикой и рядом вещей, среди которых – кресало, шиферное пряслице, железные ключи, обломок замка, ножи и т.д. Древнерусский материал датируется второй половиной XII – XIII вв.

А.М. Обломский, д.и.н., руководитель Раннеславянской экспедиции ИА РАН

Источники: http://archaeolog.ruhttp://nfd2009.ruhttps://www.academia.eduhttp://odnoselo.ru;

 

From: