Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
- Улалинская стоянка (Улалинка) Улалинская стоянка (Улалинка)
Улалинская стоянка (Улалинка)
Улалинская стоянка — уникальный музейный комплекс, особо охраняемый объект природы и культуры, древнейший памятник археологии Сибири, расположенный на восточной окраине г. Горно-Алтайска, с культурным слоем, позволяющим возможность воссоздать период 140 тыс.–10,3 тыс. лет тому назад, который получил название поздний плейстоцен. Эта древнейшая палеолетическая стоянка расположена недалеко от здания бывшей Ткацкой фабрики, на левом берегу речки Улалушки (старое название – Улалинка). В толще осадочных отложений левого обрывистого берега реки, археологи обнаружили следы пребывания древнего человека эпохи нижнего палеолита. Стоянка получила свое название по имени реки – Улалинская. Улалинская стоянка, площадью около 1 га, включает и территорию памятника республиканского значения «Улалинский рыхлый вал» на левобережье р. Улалинка в 0,3 га.
Горно-Алтайск, благодаря этому объекту, выделился наличием на своей территории следов проживания первых людей планеты, а его герб с 1996 года украшают каменные орудия Улалинской стоянки.
История открытия. В 1970 году в интервью журналу «Огонёк» директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР академик Алексея Павлович Окладников назвал раскопки на Улалинской стоянке в г. Горно-Алтайске «самыми важными» из археологических исследований института тех лет, а орудия труда древнего человека, обнаруженные во время этих раскопок, «самой ценной находкой». По его словам «они сделали революцию в археологии Сибири».
В 1961 году известный советский археолог и историк А. И. Окладников приехал на несколько дней в г. Горно-Алтайск. В свободное время, по издавна укоренившейся привычке, ученый занялся поисками новых памятников древности в окрестностях города. Его внимание привлек левый берег реки Улалинки в районе старого городского кладбища. Здесь речка подмывала высокую террасу, в верхних слоях которой еще до 1961 года была обнаружена стоянка людей, живших в эпоху позднего палеолита (конец древнекаменного) века.
У подошвы террасы Л. П Окладников нашел несколько галек желтого кварцита со следами грубейшей обработки их человеком. Именно эти находки поразили его своей близостью по технике обработки к галечным орудиям Пенджаба (Индии) и далекой Африки, т. е. древнейшим из известных орудий труда человека, предшествовавшим ещё ручным рубилам нижнего (раннего) палеолита.
Это был невероятный, буквально сенсационный факт! Радиоуглеродным методом было установлено, что палеолетические стоянки Сибири сравнительно молоды — им не больше 20 тысяч лет, а Улалинское местонахождение выглядело старше их по крайней мере на 100 тысяч лет! Так была открыта ныне знаменитая в археологии Сибири Улалинская раннепалеолетическая стоянка.
Правда, не все археологи поверили в глубокую древность Улалинской стоянки. Нашлись скептики, подвергавшие сомнению выводы А. П. Окладникова. Чтобы разрешить сомнения, нужно было дать ответ на два вопроса: действительно ли галечные орудия принадлежат нижним, древним слоям террасы? Если это так, то каков возраст этих слоев?
В июне 1969 года группа сотрудников Института ИФиФ СО АН СССР во главе о А. П. Окладниковым (в состав её входили и. о. доцента кафедры истории Барнаульского пединститута Уманского Алексея Павловича и студент-историк БГПИ В. Мамайкин) заложила разведочный раскоп по склону террасы. При раскопках, кроме серии каменных орудии труда, были найдены кости некоторых ископаемых животных, в частности, ребро не то слона, не то мамонта.
В июле того же года студенты-историки БГПИ по поручению А. П. Окладникова сделали ступенчатую зачистку склона террасы. Это были первые раскопки на Улалинской стоянке. В ходе раскопок 1969 года было найдено свыше 500 галечных орудий, а также кости мелких грызунов. Часть склона была зачищена от подошвы до самого верха, чтобы геологи могли составить полное представление о строении террасы и, следовательно, решить вопрос о ее происхождении и о возрасте слоя, в котором были обнаружены примитивные орудия труда. Надо сказать, что до раскопок 1969 года геологи тоже не были единодушны в объяснении происхождения террасы и по-разному датировали время ее образования. Благодаря раскопкам 1969 года строение террасы было прослежено на широком фронте. Изучив его осенью 1969 года, геологи — член-корреспондент АН СССР В. Н. Сакс и кандидат геологических наук С. Л. Троицкий пришли к выводу о глубокой древности возникновения террасы (120—100 тысяч лет назад). Этим временем был и датирован слой, содержавший галечные орудия.
Летом 1970 года раскопки на Улалинке были продолжены. В нижней части покровного слоя, т. е. на двухметровой глубине, на всей площади участка были найдены десятки древнейших галечных орудий. Они доказали, что ни о каком сползании найденных орудий из верхнего слоя не может быть и речи, что они действительно принадлежат к нижнему слою, т.е. была доказана их седая древность. Это подтвердили и археологические материалы, из которых были сделаны орудия труда, и техника изготовления, и типы их.
Что же представляли собою древнейшие орудия труда с Улалинки, как пользовались ими люди? Это обычные гальки, чуть заостренные на одном конце оббивкой. Часть из них — по преимуществу рубящие орудия или чопперы (т. е. галечные орудия с широким поперечным лезвием). Чоппером пользовались без рукояти: узкий конец его, обычно необработанный помещался в руке человека.
Другую группу орудии составляют галечные скребла, т. е. гальки, у которых один широкий край превращали ступенчатыми сколами в выпуклое рабочее лезвие, обычно подправлявшееся мелкой оббивкой (ретушью по краю). По виду многие из описанных орудий напоминают ручные рубила со стоянок Шелльской эпохи (400 — 200 тысяч лет назад), некоторые из них даже архаичнее последних. Академик А. П. Окладников поэтому называет галечные орудия Улалинки своеобразными проторубилами. Такими орудиями древние люди рубили ветви и корни растений, выкапывали съедобные клубни из земли. Ими же можно было соскребать мездру и жир со шкур животных, разбивать трубчатые кости, убивать животных, резать шкуры их и т. д.. то есть, по-видимому, они были универсальными орудиями.
В чем же значение Улалинской стоянки и ее исследования? До этих раскопок считалось, что Северная Азия (в том числе и Алтай) была заселена человеком сравнительно поздно (около 20 тысяч лет назад). Из этого следовало, что человек появился здесь, так сказать, в «готовом», почти современном виде. А современный тип человека сложился в эпоху верхнего палеолита, которой принадлежат большинство палеолитических стоянок Сибири.
Улалинская стоянка, а также стоянки Филимошки на реке Зее (Восточная Сибирь) и Кумары-1 (Средний Амур) имеют возраст старше 100—120 тысяч лет. Это позволило ученым сделать очень важные выводы. Южная Сибирь (в том числе Алтай) и Дальний Восток тоже входили в зону становления человека; заселение Сибири началось по крайней мере в конце Ашельской эпохи (200—100 тысяч лет назад), если еще не раньше, т. е. в ту пору, когда жили синантропы.
Алтай, по мнению А. П. Окладникова, по-видимому, «был одним из древнейших центров расселения человека» по всей Северо-Восточной Азии. Здесь, на Алтае, сотни тысяч лет существовал очаг древнейшей культуры человека. На основе Улалинской культуры развились позднейшие культуры древнекаменного века Сибири. Корни же Улалинской культуры, по А. П. Окладникову, надо искать в Центральной Азии, с которой Алтай был с давних пор связан культурными связями. Следовательно, раскопки на Улалинке коренным образом изменили прежние представления о времени заселения Сибири человеком. Тем самым сделан большой вклад в решение одной из самых важных проблем древнейшей истории Сибири— о времени и путях заселения древними людьми всей Северо-Восточной Азии.
Споры о возрасте Улалинской стоянки, актуальны и сегодня. Например, весной 1976 года в Омске к А.П. Окладникову подошел профессор Рагозин из Тюменского университета м заявил: «Вашим находкам на Улалинке не сто тысяч лет, а много больше! Вплоть до миллиона, если не более!»… Новые данные позволили А.П, Окладникову точно установить возраст верхней границы Улалинской стоянки — свыше 300 тысяч лет. Нижняя возрастная граница — не определенна….
Есть версия, что путь заселения Американского континента с Юго-Востока Азии проходил здесь.
© Е.Гаврилов, http://www.vtourisme.com
Другие источники: http://putevoditel-altai.ru; http://altai4u.com; http://altai-tourist.ru; http://gotoaltay.ru;
https://ok.ru; http://gorno-altaisk.ru; http://www.zapoved.net