Археолог: астрономы майя опередили Коперника на несколько веков

Индейцы майя оказались невероятно сильными астрономами, которые открыли и освоили принципы движения планет по небосводу задолго до создания гелиоцентрической модели Николаем Коперником, говорится в статье, опубликованной в Journal of Astronomy in Culture.

Так называемый "Дрезденский кодекс" является древнейшей книгой, созданной аборигенами Нового Света до прибытия Колумба и других европейцев. Этот артефакт майя, написанный в 11-12 веках нашей эры, считается копией более древнего манускрипта, подготовленного индейскими мудрецами в 8-9 веках. Как и знаменитый "розеттский камень" в случае с языком древних египтян, этот кодекс послужил ключом к расшифровке письменности этой загадочной культуры индейцев.

Эта книга из 74 страниц содержит в себе множество религиозных и научных сведений о жизни майя, в том числе информацию о различных церемониях, праздниках, ряд математических и астрономических расчетов, в том числе предсказания затмений и характера движения Луны по небосводу, а также ряд других интересных научных и околонаучных сведений.

Трудности перевода

Герардо Альдана (Gerardo Aldana) из университета Калифорнии в Санта-Барбаре (США) изучал одну из самых интересных и пока малопонятных частей этого кодекса – так называемые Венерианские таблички, которые, как считали историки раньше, содержали в себе малопримечательные расчеты движения Венеры по небосводу и 584-дневный календарь, составленный на базе этих движений.

Как отмечает ученый, пока нам известно значение далеко не всех иероглифов майя, присутствующих в этой книге (примерно 250 из 350 символов), и поэтому смысл многих пассажей в Дрезденском кодексе историкам и археологам приходится угадывать. Первым это попытался сделать немецкий историк и математик Эрнст Ферстерманн в 1887 году.

Альдана заново прочитал Венерианские таблички, используя новые сведения о смысле ряда иероглифов, используемых в этой части Дрезденского кодекса. Достаточно неожиданно ученый выяснил, что в этих табличках речь идет не просто о положении Венеры в конкретные периоды времени, а об уникальном астрономическом открытии, намного опередившем ту историческую эпоху, когда оно было совершено.

По словам американского исследователя, его коллеги обращали внимание на сами расчеты и их точность, но не вглядывались к предисловию, где было на самом деле написано, что означали эти цифры и странные неточности в расчетах витков Венеры по орбите, которые заметил еще Ферстерманн.

Индейский "коперник"

Как оказалось, в этом предисловии речь шла о долговременном вычислении положения Венеры на небосводе, которое учитывало те погрешности, которые возникают через сотни и тысячи лет. Майя хорошо понимали, что Венера совершает "круг" по небосводу и возвращается в ту точку, где она была во время начала наблюдений не за 584 дня, а за 583.92 дня. Используя эту цифру, составители табличек рассчитали несколько корректирующих значений и формул, которые следовало применять к значениям из Кодекса для вычисления положения планеты.

Подобную систему расчетов, по мнению Альданы, было невозможно придумать без понимания того, что Венера, Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот, и настоящих астрономических наблюдений за положением планет на небосводе. Как считает ученый, подобная обсерватория была расположена в Чичен-Ице, в так называемой структуре Караколь.

Более того, эти формулы и значения для них, которые были изложены в Венерианских табличках, похожие на знаменитые формулы Николая Коперника для синодических и сидерических периодов вращения планет, позволяют нам говорить, что культура майя достигла уровня Коперника и других основоположников европейской астрономии за несколько веков до совершения их открытий, заключает Альдана.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕВЕРНУЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРЕВНИХ ВРЕМЕНАХ