Чичен-Ица (Chichén Itzа)
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
https://dostoyanieplaneti.ru/2945-chichen-itsa-chich-n-itza#sigProIda4d4f012d2
Чичен-Ица (Chichén Itzа)
Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле).
Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен - Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (необходимо отметить, что данная точка зрения на этот период истории Чичен-Ицы вызывает большие сомнения у современных историков - они отмечают огромное влияние центрально-мексиканского искусства, прежде всего в архитектуре, но не могут найти археологических подтверждений непосредственно завоевания тольтеками земель майя, таким образом, предполагается лишь культурное влияние, но нет оснований для утверждения о военном вторжении...). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел.
Первое упоминание о Чичен-Ице белыми исходит от Фрай Диего Де Ланда, писавшем об истории Юкатана во второй половине XVI века. В 1579 году в Relaciones Geograficas также упоминается этот город майя, как и в других документах того времени. Есть также мнение, что Франсиско де Монтехо (официальный покоритель п-ва Юкатан) пытался обосноваться в самом городе или рядом с ним, но "дружелюбность" местных племён майя заставила его убраться с тех мест восвояси.
О местечке Чичен с древним городом часто упоминалось в документах колониального периода, однако, это не вызывало интереса у археологов старого и нового света вплоть до 1842 года, когда знаменитый исследователь и путешественник Джон Ллойд Стефенс и Фредерик Катервуд не привлекли внимание мирового сообщества к Чичен-Ице, опубликовав отчёт об их двухнедельной работе на данном участке. Стефенс описал, а Катервуд зарисовал несколько зданий древнего города, а также карту местности. Далее в Чичен-Ице побывал, несмотря на длившуюся в то время войну Каст (1846-1900), французский искатель приключений и фотограф Дезри Чарней (Desire Charnay). Он прибыл туда в сопровождении военного эскорта и описал несколько самых больших руин.
Между 1875-1873 годами, ещё один француз, Огюст де Плонжеон, начал первые археологические раскопки в городе. Он известен тем, что первым раскопал скульптуру Чак-Мооля, которой он сам и дал это имя. Однако, точных и подлинных свидетельств тому, что данная статуя именуется Чак-Моолем нет. Между 1880-ми и 1890-ми годами, два фотографа-исследователя, Теоберт Малер и Альфред П. Модслэй, работали в Чичен-ице независимо друг от друга. Их работы стали первыми доступными трудами для всего общества.
В 1904 году в Чичен-Ицу прибыл американец Эдвард Герберт Томпсон, который начал проводить исследования "Священного колодца", из глубин которого он вытащил множество артефактов, большинство из которых были нелегально вывезены в Гарвардский Музей Пибоди. Между 1923 и 1935 годами, были проведены археологические исследования Сильванусом Морлей и Альфредом Киддером, организованные Институтом Карнеги, Храма Воинов и Караколя. Одновременно с проектом Института Карнеги, велись исследования, организованные Мексикой, под руководством Хосе Эроса и Мигеля Анджела Фернандеса - они работали над Храмом Кукулькана, грандиозной площадкой для игры в мяч и платформами Северной Площади. После войны в Чичен-Ице также вели исследования археологи Альберто Рус, Хорхе Акоста и Роман Пинья Чан.
В 1960-е годы возобновились исследования "Священного сенота", однако результаты оказались скудными и работы были прекращены. В конце 70-х годов XX столетия были проведены реставрационные работы южной и восточной сторон Кастильо. В 1990-1991 гг. были отреставрированы Группа Тысячи Колонн и Рынок. В 1992 и 1994 гг. велись раскопки Др. Питером Шмидтом.
Источники: http://www.indiansworld.org; http://www.mysticspot.ru; https://ru.wikipedia.org