Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
- Курганный комплекс Кырык-Оба Курганный комплекс Кырык-Оба
https://dostoyanieplaneti.ru/816-kurghannyi-komplieks-kyryk-oba-2#sigProId8bd38e45ef
Кырык-Оба I – это группа из 6-ти больших царских курганов, которые сопровождают курганные насыпи вытянутой формы. Археологические раскопки здесь не проводились.
Комплекс Кырык-Оба II представляет собой обширный некрополь с многочисленными курганами, расположенными по обе стороны автомобильной трассы Уральск-Бурлин. Могильник включает в себя более сорока курганов различных размеров. Цепочка их вытянута по оси запад-восток на протяжении пяти километров. Археологи условно разделили ее на две группы. Самый большой в цепочке курган имеет высоту 7 м, диаметр 80 м. В восточной части цепочки самый большой курган высотой не превышает 2 м при диаметре 30 м. Археологические раскопки на памятнике начались в 2001 г. сотрудниками Института археологии НАН РК и с 2002 г. проводятся Западно-Казахстанским областным центром истории и археологии.
Погребальный обряд и могильные сооружения исследованных курганов древних кочевников Кырык-Оба II отличаются разнообразием: при наличии общих черт (сложные склепы, возведенные из сырцового кирпича, ритуальные захоронения лошади у края могильной ямы) захоронения отличаются друг от друга по целому ряду элементов. Так, возведенные над могилами деревянные сооружения имели вид шатра, опиравшегося на деревянные столбы. Зафиксирована также могила с дромосом, т. е. проходом в склеп, обнаружено коллективное захоронение людей на открытой площадке; умерших укладывали головой на юг и юго-восток. Кроме того, в 2001 г. на некрополе открыто так называемое «святилище огня» – сооружение, где приносились жертвы языческим богам, в том числе человеческие.
Поиск аналогий этим особенностям погребальных обрядов неожиданно привел к отдаленным регионам. Оказалось, что курганы Кырык-Оба как в обрядах, так и в инвентаре имеют наибольшее сходство с погребальными памятниками кочевников Приаралья VII–VI вв. до н. э., и, в первую очередь, из могильника Уйгарак в Кызылординской области. Это сходство проявляется в наличии деревянных столбовых конструкций на погребальной площадке и в могилах, в распространении «святилищ огня», в существовании практики коллективных захоронений на поверхности и, наконец, в преобладании южной ориентировки тел умерших при захоронении. Приаральские параллели кырык-обинским находкам есть и среди предметов, сопровождавших покойников: парадный меч, обломки которого найдены на Кырык-Оба в коллективном погребении кургана № 18, имеет аналогию в могильнике Тагискен в низовьях Сыр-Дарьи.
В то же время в археологическом комплексе некрополя Кырык-Оба наблюдается скифское направление культурных связей древних кочевников Приуралья. Это прослеживается как в погребальной обрядности (южная ориентировка умерших, наличие дромоса), так и в наборах предметов, в том числе бронзовых нащечников из комплектов конской узды, которые только в Скифии имеют широкое распространение, а в Приуралье встречены впервые.