Казаковская филигрань. Славянское искусство
Один из древнейших видов художественной обработки металла - скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).
Филигрань можно назвать апофеозом древнего ювелирного искусства, которое сохранилось и существует и в наше время, являясь своего рода русским символом. Филигрань - это изготовление ювелирных изделий с помощью особого метода. Для этого применяется способ скручивания тончайшей проволоки из драгоценных металлов (золота или серебра). Вся работа сводится к манипуляциям с золотой нитью: при скручивании двух проволочек получается необыкновенной красоты ажурный узор, который затем накладывается на поверхность ювелирного изделия и припаивается к ней. Это достаточно кропотливая и долгая работа, так как ювелирному мастеру приходится обрабатывать таким образом всю поверхность ювелирного изделия.
Применяется и метод частичной филиграни - когда нужно замаскировать стыки припаянных друг к другу частей ювелирного изделия. Филигранью обрабатывают и серьги, и кольца, и подвески, которые становятся великолепным подарком для женщины или мужчины. В основном распространена филигрань из серебра - серебряные украшения особенно эффектны и красивы.
Совместно с техникой филиграни применяют и технику скани или зерни. Эти два метода неотделимы друг от друга - вместе они создают изумительное впечатление гармонии. Скань представляет собой миниатюрные шарики или зернышки из драгоценного металла, припаянные к поверхности ювелирного изделия и образующие неповторимый узор. Этот метод очень часто используется ювелирами, так как скань или гранулирование очень выразительно и придает изделию эстетическую силу.
На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается - применяется ажурная и рельефная филигрань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения. Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.
С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль.
В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Вачского р-на Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. И в годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.
Справка
В 1927 году в Казаково основался металлический промысел. В 1939 году двенадцать артельщиц Казаковской металлической артели под руководством О.И. Таракановой собрали свой первый филигранный подстаканник.
Приемником традиций и навыков Казаковскои артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Предприятие наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти.
Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и знаки различия для Российской армии. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления — настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии. ЗАО «КПХИ» сотрудничает со Свято-Троицким, Серафимо-Дивеевским и Свято-Даниловским монастырями, Троице-Сергиевой Лаврой, собором Александра Невского , и храмами Санкт-Петербурга.
Кроме того, на предприятии изготавливаются филигранные изделия с геральдикой и символикой как государственных органов, так и частных компаний. С 1998 года предприятие получило право работать с клеймом Патриарших мастерских с благословения Патриарха Всея Руси.
Изделия мастеров экспонируются на всероссийских выставках, отмечены многими наградами.
Особенности филиграни
В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни: она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл, а из филиграни создаются изделия целиком ажурные.
Декоративные панно и тарелочки, вазы и конфетницы, подстаканники, шкатулки, разнообразные сувениры, значки и медали - все эти изделия выполняются только вручную.
Филигранный узор набирается из гладкой или скрученной в жгутик медной проволоки по предварительному рисунку на бумаге, к которой приклеиваются отдельные детали сканного орнамента. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем и паяют. При пайке бумага сгорает, а ажурные завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Дальнейшая обработка - посеребрение анодным серебром 999,9. Для придания цвета старинного серебра наносится оксидная пленка.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.
Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
Технология промысла
Материалы, инструменты
Филигранное дело продолжает оставаться ручным производством - в этом его характерная особенность. Технологический процесс изготовления филиграни распадается на подготовительные операции: заготовку шаблонов, скани, ее набор, пайку, монтировку, отделку поверхности, каждую из которых выполняет мастер определенной квалификации.
Подготовительные операции
Разработка шаблонов состоит в том, что рисунок изделия разделяют на части, каждую из которых развертывают на плоскости. Уточняют и классифицируют элементы, составляющие рисунок. Устанавливают виды филиграни: витая, гладкая, толстая или тонкая, уплощенная или круглая. Если узор слишком сложен, его делят на простые элементы. Работа с отдельными короткими отрезками и несложными, пусть многими, завитками гораздо проще, чем с одной, но несколько раз изогнутой проволокой. При качественной пайке места соединения сканинок почти незаметны. Скань изготовляют из чистых металлов - золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, мягкостью, пластичностью. Эти качества обеспечивают волочение и вальцевание проволоки, ее кручение и набор скани. Температура плавления их достаточно высока, что удобно при пайке. Как исключение можно использовать сплавы (например, серебро 916-й пробы) для крупных конструктивных деталей скани и изготовления зерни.
Чтобы подобрать проволоку для скани нужного сечения, ее пропускают через подобранный фильер (цейзан) - отверстие в волочильной доске - пластине из твердого сорта, стали. Протягивание производят без нагрева проволоки, но в ходе процесса она становится жесткой и поэтому ее нужно периодически отжигать, восстанавливать мягкость.
Волочильную доску с рядом последовательно уменьшающихся отверстий укрепляют в тисках, конец проволоки заостряют с помощью напильника, продевают через отверстие и всю проволоку плавно с помощью плоскогубцев протягивают.
Чтобы уменьшить трение, отверстия волочильной доски или проволоку смазывают каким либо маслом. Протянув проволоку через ряд последовательно уменьшающихся отверстий, можно получить нужное сечение. Проволоку свернуть в моток, отжечь, отбелить в слабом (5%-ном) растворе серной кислоты и хорошо промыть в проточной воде.
Изготовление скани и зерни
Свить (ссучить) скань можно на шпинделе электромотора, дрели или подвесив к концу проволок вращающийся груз. Скрутку производят в два приема, между которыми проволоку отжигают, возвращая ей мягкость. Свитую скань пропускают через плоские вальцы, плющат и отжигают. Вальцовка может быть сильная, может быть почти незаметная - это зависит от замысла художника. Свитая скань может быть оставлена и в виде шнура, совсем неплющеная, может состоять из 3-4 проволочек. Шнур можно свить из проволочек разной толщины или из нескольких уже свитых сканинок, причем идущих в противоположных направлениях.
Большое своеобразие рисунку дает скань, сплетенная наподобие косы из нескольких проволочек вручную. Еще одна разновидность скани - тонкая проволока, плотно навитая на толстую наподобие гитарной струны. Тонкую гладкую проволоку можно пропустить также в ложбинку, образованную двумя толстыми свитыми проволоками.
Вещи, выполненные в технике скани, почти всегда включают зернь, составляющую особый акцент в сканом кружеве. Чтобы зернинки были одинаковы, нужны отрезки проволоки равной величины. Для этого тонкую проволоку плотными витками наматывают на железный стержень, снимают с него и разрезают на отдельные колечки. Колечки можно разложить на древесном угле или асбесте и оплавить. Для получения плоского основания шариков следует подкладывать слюду.
Набор скани подразделяется на две операции: выгибание деталей рисунка и установка, подгонка, приклейка их на место. Более рационально - заготовить все элементы рисунка и уже потом закреплять их на местах. Выгибание элементов производят с помощью пинцета - корнцанга. Концы этого пинцета заострены и позволяют захватывать самые тонкие сканинки. Выгибание производится правой рукой, в то время как указательный палец левой удерживает конец проволоки. Вся операция проходит на ровной пластине из цинка или алюминия.
Способы набора
Существует несколько способов набора скани. Напайная скань применяется для плоских изделий. Основой служит тонкий лист из серебра или меди. Рисунок набирают начиная с основных конструктивных деталей композиции. Это могут быть контуры рисунка, центральная розетка и ее членения, места крепления камней. В схему укладывают детали скани из проволоки потоньше и затем самые тонкие элементы рисунка, его заполнение. Последняя стадия - раскладка зерни.
Скань приклеивают столярным, вишневым клеем, БФ-2 или нитролаком. В процессе набора необходимо добиваться, чтобы все элементы набора плотно прилегали друг к другу на всем протяжении своего основания. Это избавит от повторной пайки, сгорания деталей, грубо спаянных мест, переделки сканой поверхности.
Чтобы точно обеспечить место зернинки, следует посадить ее в колечко, завиток сканинки или специальное гнездышко - ямку, выбитую канфарником. При этом увеличивается площадь пайки, прочность крепления зерни. В случаях, когда колечки не применяют, кладут зернь полусферическую, изготовленную на слюде. Если же зернинки располагаются одна за другой, как нитка жемчуга, их можно набирать между двух тонких проволок, идущих параллельно.
Объемные изделия
Набор скани на объемные (с фоном) изделия делается на предварительно вычеканенные, выдавленные или штампованные формы. Этот вид набора более сложен по сравнению с предыдущим, ибо сканинка, помимо своего рисунка, изгибается еще и по задуманной форме. Если форма более проста, например цилиндр или конус, то скань можно набирать и спаивать на плоскости, в развертке, а потом уже выгибать. На более сложной форме это поведет к деформации рисунка, поэтому набор следует делать сразу же на требуемой форме. При этом также нужно следить за тем, чтобы сканинка всей поверхностью плотно прилегала к форме.
Плоскую ажурную филигрань на столярном клее, БФ-2 или нитролаке набирают на тонкую гладкую бумагу подобно листовому металлу. Подгонка и прочность набора в этом случае имеет особенно важную роль, ибо фон его поддерживать уже не будет. Если набор будет неплотным, отдельные детали его будут выпадать, что усложнит процесс пайки.
Объемную ажурную филигрань набирают на чеканеные или давленые шаблоны - формы из обыкновенного кровельного железа. Все здесь производится с той же последовательностью, что и в ажурной напайной филиграни. Отличие в том, что с малоуглеродистого железа филигрань хорошо снимается. Но при этом на железе не должно быть паяных швов, могущих разойтись при нагреве.
Ажурные объемные изделия могут быть изготовлены и методом выколачивания. Если набранная филигрань хорошо пропаяна, она легко поддается выколотке и ей может быть придана любая форма. Объемная форма делается из нескольких или даже двух частей, которые затем спаиваются между собой. При этом нужно учитывать, однако, что какие-то детали при выколотке вытягиваются и возникает искажение. Чтобы избежать этого, нужно уже при разработке рисунка давать необходимые припуски. К крупным объемным филигранным вещам с внутренней стороны при пайке для прочности припаивают каркас или же отдельно спаивают части изделия и затем монтируют и припаивают к каркасу.
Пайка филиграни
Филигрань, собранную на столярном клее, при пайке необходимо привязать тонкой мягкой железной проволокой - биндрой. Делается это потому, что при сгорании столярный клей вспучивается и сдвигает не скрепленные между собой детали филиграни. Если филигрань набрана на нитролаке или клее БФ-2, привязывать ее не обязательно, так как эти вещества сгорают прежде, нежели сканинки успевают сдвинуться. Все же объемные вещи следует обвязывать биндрой так, чтобы каждая сканинка была прижата. Ажурную филигрань, набранную на бумаге, нужно уложить на мягкую железную пластину, предварительно натертую мелом (чтобы филигрань к ней не припаялась). Для пайки изделия из меди припой приготовляют из одной части меди и двух - серебра 875-й пробы. Изделие из серебра спаивают припоем из одной части чистой меди и четырех частей серебра 875-й пробы.
Удобнее всего применять припой в виде опилок. Для этого в тиски зажимают слиток и спиливают напильником. Попадающие в припой железные кусочки (от напильника или пилы) следует удалить магнитом, иначе они, окисляясь, впоследствии в отбеле испортят поверхность изделия.
Флюсом при пайке служит бура. Предварительно обожженную (чтобы не вспучивалась при пайке) и растолченную буру смешивают с припоем (1:1). Места пайки смачивают слабым раствором буры и посыпают изготовленной смесью, что предупреждает появление непропаянных мест и заливку припоем мелких деталей скани. Пайка производится несильным пламенем. В качестве горючего может использоваться керосин, бензин и газ. Для пайки керосином используется специальная лампа и февка, а бензином - паяльный аппарат, газом - специальная горелка и февка. Пламя не должно быть резким и узким (чтобы не сжечь изделие).
Для пайки филиграни нельзя использовать ювелирные припои, содержащие цинк, поскольку при повторных пайках он выжигает раковины и растворяет тонкие сканинки. Однако если по любой причине часть узора попорчена, его можно вырезать, набрать новый и впаять повторно. По окончании пайки вещь тщательно отбеливается в 5%-ном растворе серной кислоты, чтобы остатки стекловидной буры не могли помешать последующей отделке.
Перечисленные виды техники изготовления филигранных изделий в свою очередь подразделяются на разновидности, каждая из которых называется по-своему.
Напайная филигрань может быть: фоновая - когда филигранный узор напаивается на листовой материал. При этом фон может канфариться, т.е. фактурно обогащаться; просечная или выпильная - когда после пайки участки фона вырубаются или выпиливаются; рельефная - сканый узор напаивается на чеканный или штампованный рельеф.
Ажурная филигрань также имеет разновидности: плоская ажурная филигрань - когда изделие имеет вид кружева, состоящего из спаянных между собой проволочных элементов; скульптурно-рельефная ажурная филигрань - трехмерный рельеф или горельеф, образованный ажурной филигранью; многоплановая филигрань - когда узор состоит из нескольких слоев филиграни и нижний является как бы фоном. Решение это приближается к скульптурному.
В технике объемной филиграни часто выполняются посуда, предметы туалета. Это блюда, коробочки, вазы, ларцы.
В изделии могут использоваться несколько видов филиграни. Ажур сочетается с драгоценными камнями, эмалью, чернью, с фоновой филигранью по чеканному рельефу и другими техниками.
Старые традиции филигранного искусства нашли отражение и в современных школах. Так, для филиграни Армении характерны тонкость и плоскостность, Дагестана - обилие зерни и полусфер, Костромы - сложные объемные формы. Древнее искусство рукотворной филиграни широко бытует в нашей современности.
Источник: © Славянская культура, http://www.museum.unn.ru,