Дети-маугли. Александр Белов
Вынужденная изоляция от социума: как люди превращаются в новых обезьян?
Палеоантрополог Александр Белов, рассуждает, как мы мыслим и из-за чего теряем разум? В каком возрасте у ребенка развивается мышление? Что происходит с людьми, утратившими мышление? Из-за чего люди глупеют и превращаются в новых обезьян? Как появляются люди-маугли? Почему они не могут адаптироваться к человеческому социуму, даже если их возвращают в общество? Как ведут себя дети, воспитанные животными, когда их помещают в детские дома? Почему не так легко освободиться от среды, в которой ты вырос? Что происходит с целыми популяциями людей, которые очутились в островной изоляции? Как происходит процесс одичания?
Александр Белов: Когда в три годика у ребенка формируется внутренняя речь, он начинает слова проговаривать, это внутренняя речь и есть способ мышления. Мыслим мы образами, мыслями и чувствами, по Сеченову, и фактически если это уходит, то и уходит способ мышления, мышление как таковое. Человек превращается в животное, которое хочет спать, есть, кушать самое главное, размножаться, и естественно защищается, обороняется, свои интересы на своем уровне понимания. И сразу разваливаются все социальные связи, а именно с помощью внутренней речи способ мышления формируется, и мозг собственно не нужен, тогда уже начинают атрофироваться зоны, и очень катастрофически люди не то что глупеют, а просто катастрофа возникает, и они превращаются в новых обезьян таких. Пример хороший, дети-маугли, у них с мозгом все нормально, просто они попадают в условия изоляции культурной, потеряли или просто родители видят, что он волосатый, отнесли в лес к своим. Такое практикуется порой даже и сегодня на Востоке. Фактически эти дети, они могут пополнять вот эти популяции диких людей или детей-маугли, и периодически информация об этом приходит, то есть их отлавливают, этих детей, они там хорошо адаптированы вместе с животными, если повезет им, они выживут. Допустим, у самки леопарда, известно, была лактация, она выкормила человеческого детеныша вместе со своими леопардами-детенышами. И фактически он очень быстро научился, на Шри-Ланка, в Индии такой случай известен, быстро на четвереньках, он быстро-быстро так, сырое мясо, и то он ел, только если ему бросят на землю. Но он так и не научился, когда его вернули насильственно в человеческий социум, он так и не научился, не адаптировался.
Совсем недавно мальчика из Уганды поймали, он тоже оброс волосами, что интересно, в первом поколении, уже прямо и с обезьянами, с мартышками зелеными очень быстро карабкался. Но, что интересно, даже уже когда его вернули в социум, он в каком-то интернате содержался длительное время, его научили более-менее человеческому языку, за собой ухаживать, прочее, прочее, разное. Он все равно часто уходил в зоопарк и очень хорошо с зелеными, часами буквально у клетки с мартышками зелеными проводил, но с ними просто у него идеальный контакт, они его понимали, он их понимал, они переговаривались, они там грумингом занимались через клетку, вычесывал паразитов у них, его там щипали. Служители зоопарка были просто потрясены, настолько у них контакт был тесный. Все зависит от того, что ребенок вырос в этой среде, и он не может от нее освободиться. И если мы представим, что это даже не отдельные какие-то дети, которые попали в условия дикого существования, а целые популяции людей, которые просто-напросто очутились в островной изоляции, они могут дичать очень быстро. Но это не так быстро, как индивидуально ребенок-маугли, более-менее так растянуто во времени, но процесс одичания тоже идет.
* * *