Сергей Сюхин: Российский Север и есть та самая таинственная Гиперборея
Летом в рамках VIII Славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» в московском Музее современного искусства проходила выставка «Врата памяти» архангельского художника Сергея Сюхина. Сейчас ее можно увидеть в Академии МЧС на ВДНХ.
МИР С ВЫСОТЫ
- Выставку открывает картина, на которой мальчик, забравшись на огромную сосну, обозревает родную округу. Этот парнишка - вы? Лазали в детстве по деревьям?
- На эти сосны по весне мы взбирались, чтобы соку соснового поесть. Счищали кору и под ней находили годовой слой молодых древесных тканей. Нежный такой, смолянистый, как желе. Сладкий, как мороженое! Мы проволочкой снимали эти ленты, укладывали в баночки и ели - вкус непередаваемый. Помню, как увидел первый раз с высоты птичьего полета свою деревеньку родную на берегу речки… До такой степени поразил вид простора, что несу его через всю жизнь. Совсем другое дело - смотреть на мир с высоты.
- Почему русский Север сравнивают с таинственной Гипербореей?
- И сравнивать не надо, он и есть Гиперборея. Мы ближе всего расположены к этой колыбели человечества. Почитайте профессора Демина (Валерий Демин – ученый, писатель, доктор философских наук, автор книг по русскому космизму, предыстории России – Ред.), он много пишет об артефактах, которые находят на Кольском полуострове. Это отголоски прошлого. Так что не сомневайтесь: мы, северяне, – наследники Гипербореи.
Художник Сергей Сюхин на фоне своей картины.
Фото предоставлено пресс-службой Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
КОНЬ-ОХЛУПЕНЬ КАК СИМВОЛ КРАСОТЫ
- Северный дом совершенно не похож на крестьянские жилища в любой части России, чем он отличается?
- Размером, в первую очередь. Он как огромный белый пароход, двух- или трехэтажный, где под одной крышей собраны жилые избы, скотный двор, поветь, погреба. Даже баня иногда. Сено на поветь прямо на лошади завозили, опрокидывали и выезжали обратно. Верхний этаж был летний, его не отапливали, все печки - внизу, где жили зимой. Дом венчал конь-охлупень - с одной или двумя головами, из цельного дерева. Федор Абрамов считал его символом красоты, цельности и практичности северного крестьянина. Конек этот доской закрывает крышу, и в то же время соединяет русский северный дом с Космосом, с Богом.
В доме было около двадцати дверей, называю их врата. У многих народов Севера дверь, в особенности порог, имеет сакральный смысл. В моей родовой усадьбе в Пучуге стоит столетний дом предков. Обветшал, но двери остались. Для меня они священны, через них проходили мои прадеды. Эти врата доносят до меня шелест родной истории. Каждая трещинка в металле что-то шепчет. Навесные петли, стучалки, ручки - все ковано дедами. Отсюда, кстати, и название выставки «Врата памяти».
- С чего начиналось ваше художество?
- С деревни Пучуги и начиналось. В нашей семье водились ремесленники, а у отца была творческая жилка, он картинки копировал, и сам писал. Вот и у меня был альбомчик, в который я копировал картинки из единственной цветной газеты нашего детства - «Пионерской правды» и рисовал все, что видел вокруг - лодки, домики, предметы.
БЕРЕГИНЯ НА ЧУМБАРОВКЕ
- В Архангельске на пешеходной улице Чумбаровке стоит «Берегиня» - ваш памятник русским женам. Что вы больше всего цените в женщинах?
- Мужику что важно - чтобы его с войны или с отхожего промысла дома ждала верная берегиня. Тогда он все перенесет, всех победит, и, пусть полуживой, к ней вернется. Да еще с добычей в руках. Не скрою, в памятнике я воплотил облик свой жены.
Берегиня. Фото: flickr.com
- На той улице у вас всего семь скульптурных работ, верно?
- Да, после долгих переговоров с архитекторами, я расположил их все вблизи «Берегини». В итоге есть ощущение, будто вся улица наполнилась русским северным духом.
- Как выбирали персонажей?
- Ну как мне было сказочника Бориса Шергина не сделать? Святой человек. Так и слепил: он живое слово в руках держит и нам подает его. Как никто, он любил Север и мог запечатлеть это в своем сказочном слове. Тонкий, изящный, нежный. Его идеалом был Сергий Радонежский. К концу жизни Шергин даже говорил, что хотел хотя бы немножко быть на него похожим.
Там и Писахов (Степан Писахов – писатель, этнограф, сказочник – Ред.) есть, мазурик и хохотун. У него чуть ли не в каждой сказке жена мужа бьет, городовой и батюшка - воры и пьяницы. Но народ любит его произведения. И рисовать иллюстрации к сборнику его сказок мне было интересно. Хотя с трудом выбрал два десятка творений без богохульства.
Мужик на налиме. Фото: flickr.com
- Самый популярный ваш памятник - «Архангельский мужик на налиме» - сделан именно по сказкам Писахова.
- Я усилил то, что мне у него нравится: удаль русского мужика, который в любой ситуации выйдет победителем. Есть здесь восторг победы и чувство полета.
- Правда ли, что в образе рыжего бородача Писахов изобразил северного сказителя Сеню Малину?
- Правда, но его я тоже полностью переделал. Его обычно изображали стариком, а я сделал его энергичным, полным сил, мужиком. На выставке много иллюстраций, где с ним чудеса происходят - и дрова в лесу без топора нарубит, и от волков на сосне спасется. А с Сеней-скульптурой люди любят разговаривать. Причем, кто чьи черты в нем усматривает. То художника, то бывшего губернатора...
ОТДОХНУТЬ ПОД ЦАРЬ-ЯГОДОЙ
- Вы часто изображаете животных. Есть любимые?
- Котов, собак и птичек-сорок. Коров у меня много. Часто очеловечиваю их. А на той картинке, где Сеня Малина с медведем на телеге трясется, заметили, что я мишку не только добрым изобразил, но и достойным, значимым? А взгляд у него какой…
- Почему вы морошку таким крупным планом, как розу, изобразили? Она же маленькая ягодка.
- Не очень-то и маленькая - крупная, как малина. Просто на болоте иногда хочется отдохнуть – упадешь на сухие кочки, вверх на небо посмотришь, и стрекоза над тобой - как вертолет, и морошка гигантского размера, и стебли цветов огромны. И так чудно рассматривать все эти росинки, травинки и муравьев, что захотелось мне ягоду возвеличить. Еще и потому, что она всю жизнь кормила северного человека. Если семгу называют «Царь-рыбой», то морошка - Царь-ягода. По витаминам самая ценная.
Иллюстрация к «Архангельской богатейке» С. Писахова. (2002)
* * *
Сергей Сюхин родился 2 апреля 1952 года в селе Пучуга Верхнетоемского района Архангельской области. Окончил Абрамцевского художественное училище имени Васнецова и Полиграфический институт имени Федорова. Его работы были представлены на многих персональных выставках, в том числе в Норвегии и Германии. Пять лет работал в Осло. Почетный член Ломоносовского фонда, член Совета по культуре города Архангельска. Заслуженный художник России.
Источник: https://souzveche.ru