Вход

Для перевозки монументов Запретного города китайцы строили ледовые дороги

 

Шесть веков прошло с тех пор как по указанию императора Чжу Ди из династии Мин началось строительство Запретного города /ZǐjìnchéngЦзыцзиньчэн/. Когда-то недоступный для посторонних, самый большой дворцовый комплекс мира сегодня одна из главных достопримечательностей Пекина. За стенами, общая протяжённость которых равняется 1712 метрам, скрываются аккуратные аллеи, площадки и дома, а также удивительные массивные статуи из камня.

Происхождение каменных исполинов уже давно — один из наиболее интригующих исторических вопросов. Учитывая, что Запретный город строился в самом начале XV века, а также то, что ближайший карьер, откуда могут происходить каменные монолиты, располагается в 70 километрах от Пекина, не совсем понятно, как глыбы были доставлены в те места, где они стоят сегодня.

До последнего времени считалось, что материал для статуй волокли, используя упругий настил и поваленные стволы деревьев. Однако недавно выяснилось, что это не так. Цзян Ли (Jiang Li) из университета наук и технологий Пекина (北京科技大学) обнаружил старинные документы, содержащие описание транспортировки, которая состоялась в 1557 году.

Согласно записям, камень массой 112 тонн, что соответствует весу порядка четырёх десятков легковых автомобилей, был перевезён в Пекин на "санях".

После обнародования записей, учёные задались вопросом: почему использовался именно такой экзотический способ волочения груза? Однако последовавшие за открытием расчёты расставили всё по своим местам.

Оказалось, что даже при тех передовых технологиях, которыми обладал Китай к XVI веку, колёсный транспорт не был способен выдерживать нагрузки более 86 тонн. Кроме того, если учитывать вероятную силу трения при традиционном волочении 112-тонной глыбы по земле, то потребовалось бы усилие не менее 330 человек.

Вместо этого, полагают учёные, умельцы Поднебесной придумали более хитрый способ: они покрывали льдом дорожку, по которой двигались сани с грузом и тем самым в разы снижали возникающее трение. В обнаруженных записях указывалось, что путь от карьера до Запретного города занял 4 недели (то есть сани двигались со скоростью 8 сантиметров в секунду), что с лихвой укладывается в рамки холодного зимнего периода северного Китая.

Получалось, что при таком способе перемещения достаточно было порядка 50 человек. Кроме того, поскольку дорога между Пекином и карьером пролегает по неровной, обрывистой местности, использование саней и дороги с "регулируемой" поверхностью было более безопасно.

С материалами исследования можно ознакомиться в публикации в журнале PNAS.

Источник: Вести, фото: anashina.com