Вековой путь развития за 20 лет: как создаются сверхдержавы?
Андрей Фурсов – историк, социолог, публицист, член Международной академии наук – рассуждает, чем объясняются фантастические успехи страны в период правления Сталина. Зачем Рокфеллеры финансировали сталинские пятилетки? Как за 20 лет СССР проделал путь, по которому Запад шел 100 лет? Что позволило нам одержать верх над Гитлером? Как сегодня переписывают историю Великой Отечественной войны и стирают память о нашей Победе? Кто сегодня хочет, чтобы мы забыли о наших успехах? Почему время Сталина нельзя судить по сегодняшним меркам? Почему несмотря на десятилетия переписывания истории среди молодежи сегодня много поклонников Сталина? Как СССР обеспечил современной России достойное место на мировой арене? Как любого политика можно проверить по его отношению к Сталину и Горбачеву-Ельцину? Сбылось ли предсмертное предсказание «отца народов»?
Андрей Фурсов: Сталинский период – это период фантастических успехов, когда к 1937 году, индустриализация у нас началась в конце двадцатых, к 1937 году Советский Союз добился автарки от Запада в военно-промышленной области. Да, Рокфеллеры действительно отчасти профинансировали наши пятилетки, не за красивые глаза, а потому что в 1929 году Центральный Банк Англии закрыл Британскую империю от внешнего мира, прежде всего, от Соединенных Штатов и от Рокфеллеров. И им пришлось вкладывать в Германию и в Советский Союз. Да, они профинансировали в значительной степени наши пятилетки, но рвали жилы наши люди. Наши люди возводили Днепрогэс, строили заводы, и это то, чем мы должны гордиться. Советский Союз к концу тридцатых годов проделал путь, который Запад проделал за 100 лет, и это стало основой победы над Гитлером. Удары по истории Великой отечественной войны – это удары по успешности и по жизнеспособности советского общества. Нам пытаются доказать, что войну выиграли рабы, которые бежали на врага, поскольку сзади в них стреляли. Рабы не выигрывают войн. Сзади стреляли – это тоже один из мифов, который распространяется с помощью фильмов типа «Штрафбат», с помощью всяких глупостей. Действительно были заградотряды, но они были не из НКВДшников, это были сами же военные, кроме того, немцы ввели заградотряды на полгода раньше Красной армии, то есть заградотряд – это вообще нормальная форма борьбы с паникерами, но сводить нашу победу к загрядотрядам, это полный, так сказать, совершенно идиотизм.
Сталинский период, который длился какое-то время после смерти Сталина, это и период мирного восстановления. На Западе Советскому Союзу давали 15-25 лет на восстановление после Великой отечественной войны, мы управились за 5-10 лет. К 55 году экономика была восстановлена. Кроме того, за это время мы испытали собственную атомную водородную бомбу, спустили на воду атомоход «Ленин». Мы стали сверхдержавой. Идеологические, информационные, концептуальные, метафизические удары по сталинскому периоду и по Великой отечественной войне, это удары по нашим успехам. В Великой отечественной войне Советский Союз и его державообразующий народ, русские, отстоял право на жизнь, потому что нас должны были уничтожить. Гитлер был единственным противником России за всю историю, который поставил задачу стереть русских и другие коренные народы России, просто стереть ластиком истории. Цена победы была исключительно высока, и то, что мы эту победу одержали, говорит о жизнеспособности общества и жизнеспособности сталинской системы. Все попытки доказать, что победа одержана вопреки Сталину народом, это бред. Народ вне системы – это толпа, убеждают системой, и сталинская система оказалась сильнее системы Гитлера.
Время Сталина нельзя судить по сегодняшним меркам, это совершенно другое время. Время Сталина – это время холодной гражданской войны, которая закончилась только в 1939 году. Время Сталина – это генезис советской системы, генезис любой системы – штука кровавая и жестокая. Невозможно судить это время с точки зрения, например, сытого советского общества семидесятых-восьмидесятых годов. Во-вторых, середина пятидесятых годов советская номенклатура, чтобы подменить процесс реальной демократизации общества либеральной, ей нужно было найти фигуру, на которую все можно было бы свалить, что и было сделано. Свалили все на Сталина, это подхватила либеральная советская интеллигенция, среди которой много было обиженных на Сталина людей. Хотя довольно многие люди, которые отсидели, или их родители отсидели, у них нет обиды на Сталина, они понимали, что это была такая эпоха, и судить ее нужно по другим меркам.
И, наконец, в активной антисталинской пропаганде были задействованы и зарубежные центры, все это вместе создавало абсолютно такой негативный образ Сталина. Сталин прекрасно понимал, что будет происходить с его образом после его смерти, и незадолго до смерти он сказал фразу, что после его смерти будет нанесено очень много грязи, но в конце концов поднимется ветер, ветер истории, который эту всю грязь разбросает, мы видим это сейчас. Несмотря на 2 десятилетия чернушной антисталинской тупой пропаганды, среди молодежи сегодня значительно больше поклонников Сталина, чем противников. Уходит в прошлое эпоха, и сталинская эпоха встает во всей ее сложности, да, кровь, пот и слезы, но любая великая держава создается именно так. И я думаю, что придет время, когда имя Сталина займет достойное место в пантеоне нашей истории. Более того, я думаю, что тест на зрелость и честность власти в России предполагает 2 вещи, это отношение к Сталину реальное и политика, правовая оценка "горбачевщины" и "ельцинщины". Власть должна дистанцироваться от этих двух персонажей и от того, что они делали. Власть должна совпасть с обществом, которое имя Сталина вывело на первое место. С нами до сих пор всерьез разговаривают американцы, которые стараются, так сказать, нагнуть весь мир, всерьез разговаривают только потому, что у нас есть ядерное оружие. Это тот фундамент, который был заложен Сталиным и атомным проектом Берия. Если бы этого не было, с нашими бы лидерами никто сейчас бы не сел бы за один стол. Ядерная дубинка – это хороший аргумент. Аль Капоне когда-то говорил, что добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем просто добрым словом. Вот перефразируя можно сказать, добрым словом и ядерным оружием можно добиться большего, чем просто добрым словом. Даже те люди, которые прошли лагеря, если они обладали широким историческим взглядом на вещи и не зацикливались на собственных личных обидах, а понимали, что их жизнь - это часть драматического, трагического исторического процесса, они становились выше своих личных проблем. Например, Даниила Андреев в поэме «Русские боги» говорил о русском властителе, в котором угадывается Сталин. Написал он следующие строки: «Да, темна его природа, лют закон, но страшна судьба народа, лучше - он!»