Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Петроглифы в с.Калиновка

Петроглифы в с.Калиновка Петроглифы в с.Калиновка

Петроглифы в с.Калиновка (Рисунки на валуне с. Калиновка)

Петроглифы в с.Калиновка - изображения на камне, представляющем собою глыбу, оторвавшуюся от скалы и перенесённую во время ледохода вниз по реке, на правом берегу Амура в его нижнем течении у с. Калиновка.

Петроглифы известны в литературе с 1898 г., в настоящее время не выявляются. Зафиксированы экспедицией под руководством А.П. Окладникова в 1968 г.

Представлены три антропоморфны фигуры и двенадцать лодок с гребцами, обозначенными вертикальными черточками (от 5 до 33). Изображения контурные, фигуративные, стилизованные и схематические. Личины своеобразны: в отличие от всех других амурских ликов у них наблюдается геометризация с тяготением не к криволинейной трактовке, а к предпочтению прямых линий. У одной из них трапецевидные очертания, глаза в виде треугольников, у другой срезан подбородок, лица пересекают прямые линии, рты в виде прямоугольников, к внутреннему контуру примыкают углы.

Изображения статичны. Композиция занимает всю плоскость камня и подчинена ее естественным границам. Сюжет мифологический, видимо связан с перевозкой душ усопших предков в загробный мир.

Датируются эпохой железа.

Первую информацию с описанием камня дал в 1898 г.  археолог Г. Фоук, сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке, участник Джезуповской Северо-Тихоокеанской комплексной экспедиции.  Материалы опубликованы в 1966г. через 68 лет после посещения памятника в журнале «American Anthropologist».  Им подробно описаны изображения, отмечены плохо сохранившиеся вертикальные линии в нижней части, которые напоминают письмена. Они стерлись и прочесть их было невозможно. Г. Фоук привел сведения священника (без указания его имени), хорошо знавшего культуру племен Сибири и Маньчжурии, о том, что в рисунках имеется символ водяного бога. Обращение к нему крайне необходимо именно в этом месте Амура, где скалистый мыс создает опасный водоворот. (Fowke G. Exploration of the Lower Amur Valley. American Anthropologist. Vol.VIII –  № 2 – 1966, april – june, pp. 276 – 277). 

Позднее описание камня и интерпретации изображенного были сделаны А.М. Золотаревым в монографии «Родовой строй и религия ульчей». Он проводил исследования  среди ульчей в 1934 и в 1936 гг.  Ученый описал композицию на камне и дал свою трактовку сюжету: «По своему общему облику вся композиция напоминает памятную плиту, поставленную в честь какого - нибудь похода. Три лица – изображения начальников, лодки и гребцы указывают число судов и людей, участвовавших в походе. Очевидно, это изображение высечено в память о походе какого-нибудь древнего народа – возможно бохайцев – на Амур… Гольды и ульчи приписывают эти изображения народу «хань» или «ха», что можно сопоставить с именем китайской династии хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Если это предположение верно, то описываемые памятники относятся к более древней, чем бохайская, эпохе».  И в этом трудно возразить учёному даже сегодня. (Золотарев А.М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 1939 – С.8.)

Третьим исследователем стал академик А.П. Окладников и члены его отряда, участники Амурской экспедиции Института этнографии АН СССР в 1935г. Научное изучение и фиксация изображений производились в 1968 г. Он подробно описывает плоскость камня, три личины и двенадцать лодок с ездоками, обозначенными вертикальными палочками. Ученым отмечено стилистическое единство двух нижних личин и отличие верхней личины, она более  примитивна и, в то же время, «явно более поздняя». Большие лодки составляют композиционное единство с двумя нижними личинами, они старше остальных изображений. Трактовка этого сюжета и предварительная периодизация построены А.П. Окладниковым на изображении лодок с душами умерших. Он отметил единство содержания этой «сквозной» темы в наскальном искусстве от Амура, Байкала и Балтики до Египта. (Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура…С.5 – 16.)

Прорисовка Окладникова А.П., Материал: Дэвлет Е.Г.

Источники: http://rockart-studies.ruhttp://amurpetroglyphs.ruhttps://www.scribblemaps.com; http://www.vokrugsveta.ru

 

From: