Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
- Писаница Соленоозерная Писаница Соленоозерная
https://dostoyanieplaneti.ru/4689-isanitsa-olenoozernaya#sigProId23a0f8af32
Писаница Соленоозерная
Писаница Соленоозерная находится к востоку от деревни Соленоозерной от многоярусного склона горы у юго-западной оконечности озера Тус до скальных плоскостей вдоль северного берега.
Объект относится к таштыкскому времени (конец III – начало II века до н.э.).
Среди фигур писаницы выделяются фигуры животных (олень, лошади), лучников в остроконечных головных уборах, воинов с боевыми топорами, сцена конной охоты, сосуды и котлы, шаман с бубном и стрелой в руках.
Среди прочих, наиболее интересными представляются сцены, ярко иллюстрирующие таштыкский шаманизм.
На одной группе петроглифов изображена, предположительно, сцена войны шамана с духами, представленными антропоморфными и зооморфными фигурами. Сохранность рисунков плохая. Лучше всего сохранилась могучая фигура шамана-воителя, стоящая развернуто, грудью на зрителя, с бубном в левой руке и со стреловидной колотушкой в правой. Руки и плечи шамана обнажены, грудь от подмышек до пояса прикрыта панцирем, ниже он одет в набедренник, который также, возможно, усилен защитными пластинами.
Бубен, изображенный в левой руке таштыкского шамана, имеет овальную форму и вытянут сверху вниз подобно бубнам современных хакасских шаманов. Особенностью изображенного на скале бубна являются 12 колокольчиков, переданных в виде подвешенных треугольников. При этом шесть колокольчиков прикреплены к "небесной сфере", один - к "земному поясу" и пять - к "сфере подземного мира". Такие "колокольчики-позвонки" были обнаружены С.В.Киселевым в таштыкском склепе Уйбатского могильника.
На другой группе петроглифов сохранилась сцена, вероятно, жертвоприношения. Изображен большой таштыкский котел с подпрямоугольными ручками на полом коническом поддоне. За котлом стоит мужчина в приталенноой одежде. Левой рукой человек как бы держится за край котла, а правой закладывает в котел целую тушу забитого животного. Конечно, рисунок сделан довольно условно, но смысл всей сцены вполне ясен.
Таким образом, анализ рисунков на скалах у озера Тус позволяет прийти к выводу, что сложившийся шаманизм, ставший традиционной религией древнего тюркоязычного населения Саяно-Алтая, сложился, вероятно, ранее I века до н.э.
Источники: http://sib-guide.ru; http://veloyarsk.ru; https://santekan.jimdo.com; http://kronk.spb.ru;