Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
- Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы) Петроглифы Боралдая (Боралдайские петроглифы)
https://dostoyanieplaneti.ru/4662-etroglify-oraldaya-oraldajskie-petroglify?ysclid=l7fsw3nd74419145695#sigProIdd71d3477ae
Петроглифы Боролдая (Боралдайские петроглифы)
Боралдайские петроглифы (также боралдайские письмена, петроглифы Боролдая) — наскальные изображения на территории Байдибекского района Южно-Казахстанской области.
Впервые обнаружены в 1905 году П. А. Комаровым. Изображены всадники, скачущие за архаром, оленем, волком, горным козлом, а также охотники с луками в руках и знаки (тамги).
Петроглифы разделены на две группы, одна расположена прямо на берегу реки Боралдай, другая — выше по склону. Ранние рисунки относятся к эпохе бронзы (две тысячи лет до н.э.).
Значительно позднее казахстанские археологи М.К. Кадырбаев и А.К. Марьяшев, анализируя наскальные изображения Каратау эпохи бронзы, коснулись и боралдайских памятников. В 1986г. сотрудниками института «Казпроектреставрация» обнаружены скопления петроглифов, где общее число рисунков приближается к тремстам. Определены их хронологические рамки и сделана попытка семантического анализа.
В 1995 году сотрудниками национального историко-культурного заповедника «Ордабасы» и в 1997 году сотрудниками Южно-Казахстанскоro историко-краеведческого музея выявлено еще одно местонахождение наскальных рисунков. Оно находится в 1,5км. к востоку от п. Кapaтac (Бaйдибeкский район Южно-Казахcтaнской oблacти), у одноименной скалы. Гравюры расположены на двух сопках, вытянутых вдоль ущелья. Эти сопки представляют собой плосковершинные останцы, покрытые делювиально-пролювиальными отложениями. Основная масса рисунков сгруппирована на южных и юго-восточных склонах останцев на камнях с относительно ровной поверхностью и сильной патинизацией.
В гравюрах Боролдая следует выделить 4 хронологических пласта и соответствующие им этнокультурные циклы:
1. Эпоха бронзы (II тыc. до н.э.). Особо выделяется финальный этап.
2. Ранний железный век ( I тыс. до н.э.) с выделением скифо-сакского «звериного стиля» VII-Vвв. до н.э. со своей орнаментальностью и декоративностью.
3. Тюркский пласт проявлен слабо и невыразителен - тамгообразные козлы, тамги (VI-IX вв.).
4. Казахские и суфийские циклы (ХV - XIX вв.). «Суфийские» сюжеты (эпиграфика) следует отнести к эпохе казахских ханств и даже к более позднему времени в связи с проникновением ислама в казахские степи. Народные рисунки казахов реалистичны.
Петроглифы Боролдая (Бурылтайские письмена) являются составной частью обширного ареала наскального искусства Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири, вызванного к жизни единством экономического уклада, уровня духовного развития, сходством идей и представлений степных племен.
В начале XXI века петроглифы находятся под угрозой разрушения из-за их лёгкой доступности.
Источники: http://www.farsah.kz; https://ru.wikipedia.org; http://www.madenimura.kz; http://placesmap.net;