Царь Природа
Гром и молнии, жар солнца и холодный свет луны, звезды и радуга — как все это объясняли древние люди? Природа для них была живой, пугающей и властной.
Отношение человека к силам природы, от которых в значительной степени зависит его жизнь и благополучие, было и остается непростым. С одной стороны, восхищение перед красотой окружающего мира. С другой — человек все еще испытывает страх перед могуществом природы и пытается его преодолеть.
Что ж говорить о людях, живших 200–300 лет назад, а уж тем более — на заре цивилизации. Стихия чаще всего воспринималась ими как нечто живое. Явлениям природы поклонялись и приносили жертвы, к ним обращались с просьбами и ждали от них помощи, их боялись и уважали. Благодаря мифам мы знаем о попытках древнего человека понять и объяснить окружающий мир.
Солнце
В некоторых мифах солнце сотворено богом или оно само есть Бог. В других его освободили из пещеры богатыри или оно появилось в результате самопожертвования героя. Удивительно, но многие представители древних цивилизаций считали, что в мире до появления небесных светил была жизнь: люди жили в полутьме до тех пор, пока солнце (и луну) изготовили или нашли и поместили на небо.
К примеру, у североамериканских индейцев — вайандотов солнце было создано черепашкой по приказу великого совета животных. Черепашка же сотворила жену для солнца — луну. От их союза родились дети — «бегающие» по небу звезды.
Австралийская легенда рассказывает, что люди пребывали во тьме, пока один из их предков, живший на звездах, не сжалился над ними и не бросил в небо яйцо страуса эму, которое тут же стало светилом.
Египтяне поклонялись солнцу в образе бога Ра. Ра еженощно путешествовал на барке через загробный мир и каждое утро появлялся из пасти змеи, победоносно преодолев силы тьмы.
Гелиос, древнегреческий бог солнца, вставал с криком петуха, который считался его священной птицей. Утром с востока он выезжал на колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, и вечером на западе спускался в океан. Там он распрягал лошадей, и они некоторое время паслись на Островах блаженных. Затем Гелиос плыл домой по потоку океана, погрузив колесницу и коней на золоченый паром. Он всю ночь отдыхал в чертоге, чтобы утром повторить божественный путь.
Луна
Некоторые племена в Африке и сегодня считают, что луна, как и человек, сотворена из глины. Другие, наоборот, верят, что луна — живое существо. Так бушмены говорили: «Лучше не смотреть на луну, когда охотишься… а матери наши все время повторяли нам, что от луны добра не жди». По их мнению, луна когда-то давно была человеком, который навлек на себя гнев солнца. В ярости солнечные лучи, как ножами, кромсали луну. Человек жалобно умолял солнце простить его ради детей (в бушменской мифологии луна — существо мужского пола), и солнце смилостивилось. Но когда луна начинала поправляться и приобретать округлые формы, солнце охватывал гнев и оно снова наносило ножевые удары.
Армянский народ также персонифицировал луну. Фазы луны были связаны с циклами жизни царя Лусина, обитающего на небесах: новолуние приходилось на его юность, полнолуние — на зрелость. Когда луна уменьшалась до полумесяца, к Лусину приходила глубокая старость и он уходил в рай. Из рая царь возвращался возрожденным юношей.
Звезды. Млечный Путь
Для жителей Египта, Месопотамии, Греции Млечный Путь был дорогой, по которой божества спускались на землю или души людей поднимались для встречи с богами. У греков бытовало и другое объяснение. Чтобы дать земному сыну бессмертие, Зевс заставил супругу Геру напоить младенца молоком. Узнав чужого ребенка, да еще и плод супружеской измены, Гера возмущенно оттолкнула дитя. Но проворный Геракл все-таки укусил сосок, причинив богине боль. Струя молока дугой пересекла небесный свод, и отдельные капельки превратились в звезды. Греческое слово galacias («молочный») дало начало термину, которым теперь называют нашу галактику и иные звездные системы.
О природе Млечного Пути размышляли весьма уважаемые мыслители. Платон, например, считал его швом, который соединил две половины небесной сферы, Аристотель — парами, которые поднимались от Земли и воспламенялись в небе. Ближе всех подошли к разгадке греческие и римские философы-материалисты. В I веке римлянин Манилий впервые высказал версию о том, что Млечный Путь — это слившийся свет мириад слабых звезд. И только в 1610 году Галилей благодаря телескопу увидел «массу бесчисленных звезд, собранных в скопления».
Ветер
Греки считали, что однажды Зевс заключил все ветры за отвесными скалами острова Эолия, поскольку опасался, что без присмотра они поднимут все вокруг на воздух. Приглядывать за ними он поручил Эолу, царю острова. Обязанностью царя было выпускать ветры по одному в соответствии с желанием богов или собственным. Когда нужна была буря, Эол бросал в скалу копье и из образовавшейся дыры начинали дуть ветры до тех пор, пока царь не закрывал ее.
Одним из мифических богов ветра в Китае был Фэй Лянь, дракон с телом птицы, головой оленя, хвостом змеи и пятнистым окрасом барса. Ветры он носил в большом мешке, из отверстия которого они устремлялись в направлении, указанном им богом. Власть Фэй Ляня распространялась также на засуху и управление дождем.
Гром, молнии, гроза
До сотворения мира в Японии жил Райдзин, бог грома. Он ходил в небесные походы вместе с другом, богом ветра Фудзином. Вид у Райдзина был устрашающий: рогатый демон, тело которого прикрывала лишь набедренная повязка из тигриной шкуры, а на ногах были два когтя. На спине он нес большое колесо или дугу с барабанами. Когда монголы пытались завоевать Японию, то им помешал именно Райдзин. Согласно мифу только трем монголам удалось спастись, чтобы всем остальным рассказать о поражении. Бог грома восседал на облаках, бил в священный барабан, вызывающий раскаты грома, извергал молнии и посылал ливень стрел на головы захватчиков.
Выразительный портрет славянского громовержца нарисовал поэт Константин Бальмонт:
"У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз".
Считалось, что летом Перун метал свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивал тучи, гром выражал его гнев, по всему небу развевались его одежда и борода, ветры и бури были его дыханием. Зимой он покоился в гробе-туче: морозы запечатывали его громовые уста, палица-молния засыпала рядом. Весной из теплых стран возвращались птицы и будили его. Тогда Перун разбивал темницу и снова приступал к активным действиям.
Когда на Русь пришло христианство, на роль громовержца был назначен Илья Пророк. Говорили, что он разъезжал по небу на колеснице и молниеносными стрелами преследовал дьявола и чертей, которые прятались в ветвях высоких деревьев или под их корнями.
Некоторые представители африканского народа зулусов и сегодня уверены, что молнии порождает стая ослепительно-ярких птиц, которых посылает на землю Кайюранкуба — дух, повелевающий бурями. Гром возникает при оглушительном шуме их крыльев. Иногда на земле, там, где ударила молния, находят тушки птиц. Они высоко ценятся знахарями и входят в состав могущественных талисманов.
Радуга
Африканскому народу эве радуга представлялась большим змеем Аниево, который выползал на небо в поисках пищи и воды. Существовало поверье: на том месте, откуда выходила радуга, лежали драгоценные бусы. Если их найти, можно разбогатеть.
Радуга, по мнению аборигенов Новой Зеландии маори, есть тело одряхлевшего земного старика Уэнуку, которое от встречи с любимой женой Девой-Туманом преображается в сверкающую разноцветную ленту и наполняется ликованием. Люди на земле чувствуют его счастье и рады видеть Уэнуку.
Легенда рассказывает, что некогда юноша Уэнуку влюбился в туманную деву и уговорил ее жить на земле. Она приходила в его дом на закате, а с первыми лучами солнца улетала на небо. Но юноше захотелось похвастаться красивой женой перед друзьями, и он обманом оставил ее дома после восхода солнца. Дева не смогла простить обман и покинула возлюбленного. Долго Уэнуку странствовал по миру в поисках любимой. Когда бог Ранги увидел одинокого и состарившегося Уэнуку, он сжалился над ним и превратил его в радугу, чтобы он встретился с небесной женой.