Больший Шигирский идол
Мировая история пишется завоевателями. Поэтому история Америки фактически начинается с Колумба, а Урала - с Ермака. Между тем, существуют свидетельства, что на территории Урала находилось несколько древних высокоразвитых цивилизаций, о которых и по сей день мало, что известно. Например, скандинавские скальды воспевали богатую страну Биармию, расположенную на территории нынешнего Пермского края. Особенно викингов восторгал храм биармийцев, построенный в честь божества Юмалы, который снаружи был обложен золотом и алмазами, а украшений внутри его, состоящих тоже из золота и драгоценных камней, нельзя было увезти и на четырех кораблях.
Но если Биармия существовала после Рождества Христова, то почти четыре тысячи лет назад, задолго до появления первых городов в Европе, в предгорьях Южного Урала расцветала целая цивилизация ариев, имеющих развитую сеть городов, металлургию, земледелие. Ныне их поселения известны как Аркаим.
Но самая древняя цивилизация существовал на Среднем Урале 9,5 тысяч лет назад.
Главным вещественным доказательством существования развитой древней цивилизации на территории Среднего Урала стал так называемый «Шигирский идол», найденный 24 января 1890 года в торфянике на берегу Шигирского озера близ города Калата (ныне Кировград). Весьма любопытна и предыстория этой находки.
Оказывается, одно из первых поселений русских людей на Среднем Урале возникло именно в том месте, где 9 тысяч лет назад до них жили люди. Русские первопроходцы в середине XVII века в глухой таежной местности Тагил-Нейвинского междуречья облюбовали небольшой уголок, где поставили свои дома, назвали поселок Калата и занялись добычей медного колчедана. А потом в этих местах нашли россыпные месторождения золота. Вскоре Калата стала центром золотодобычи, вокруг нее, как грибы, стали появляться прииски: Шуралинский, Язовский, Касьяновский 1-й и Касьяновский 2-й, Глуховский и другие. Охота за золотом шла нешуточная. Летом 1754 года крестьянин деревни Калаты Алексей Федоров отыскал самородок весом в один фунт двадцать золотников (более 400 г). Но открыть «золотое» место приказчикам хозяев этих мест Демидовых отказался. За что те упекли фартового мужика в свою нижнетагильскую тюрьму, где бедолага провел аж 27 лет. В XIX веке земли сменили своих хозяев. Вместо Демидовых править на них стали представители шведского дворянского семейства, перешедшие на русскую службу графиня Мария Стенбок-Фермор и ее сын Александр.
В 80-х годах XIX века золотоискатели в торфянике на берегу Шигирского озера случайно обнаружили множество древних изделий из кости и камня: кинжалы, луки, весла и даже ковшички с великолепным гравированным орнаментом. Торф оказался прекрасным консервантом для древностей. Граф А. А. Стенбок-Фермор, надо отдать ему должное, понял важность найденного на его землях исторического наследия и допустил для исследования торфяника археологов из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа.
В результате в 1890 году на 2-м Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырёх метров была сделана удивительная находка. Из-под слоя грязи извлекли часть большой деревянной скульптуры, на которой явственно проступали человеческие черты. Вскоре рядом нашли еще несколько фрагментов, которые все вместе и составили облик «Шигиринского идола».
Уральские древности, найденные возле Калаты, вскоре обрели свое место в различных музеях, в том числе в Эрмитаже и Парижском музее естественной истории, куда передал найденные им экспонаты французский барон Ж.О. де Бай. А Шигирского идола граф А. Стенбок-Фермора передал музею Уральского общества любителей естествознания. В начале ХХ века хранитель музея Д.Лобанов и археолог В. Толмачев основательно занялись его исследованием и реконструкцией. В результате из различных частей был воссоздан первозданный образ идола в виде огромной деревянной статуи, ростом 5,3 метра с выразительной головой и туловищем или туловом, как называют его ученые, со всех четырех сторон испещренным надписями и резными геометрическими узорами. Выходило, что на Урале обосновался самый большой деревянный идол, когда-либо найденный на земле. Было установлено, что он изготовлен из цельного бревна сибирской лиственницы и служил неким ритуальным целям. Оставалось только диву даваться, как жители старины глубокой каменными топорами изготовили такую большую и сложную скульптуру. Причем, нижний конец фигуры - затесанное на конус бревно с выемкой в основании, свидетельствовал, что идол не вкапывался в землю, а возможно был переносным и крепился к дереву или столбу.
Вообще, конечно, из Шигирского идола еще в начале ХХ века следовало делать мировую сенсацию и символ земли Уральской, воплощенный в сувенирной продукции. Однако он тихо-мирно лежал в запасниках краеведческого музея. Правда, благодаря этому пережил революцию и прочие политические катаклизмы, хотя и уменьшился в размерах. В годы Великой Отечественной войны фондам Свердловского областного краеведческого музея пришлось потесниться из-за эвакуированных на Урал экспонатов ленинградского Эрмитажа. Именно тогда была безвозвратно утрачена нижняя часть тулова Шигирского идола, длиной 193 сантиметра. Но даже в укороченном виде он все равно остался самой большой древней деревянной скульптурой в мире. Однако о его наличии знали, по сути дела, только специалисты.
Загадки идола
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В конце ХХ века идол начал разрушаться. В связи с этим было решено изготовить для него на уральском оборонном заводе специальную «оберегающую» витрину. А перед тем, как упрятать его навеки в ней, решили, наконец, разобраться с его возрастом. Благо, новейший радиоуглеродный анализ позволял установить его довольно точно. Для верности тридцать граммов древней древесины, извлеченной из идола, отправили сразу в две разные лаборатории - в Санкт-Петербург и в Москву. Результаты анализов совпали и вызвали настоящую сенсацию - идол оказался супер-долгожителем. Его возраст оценили в 9,5 тысяч лет. То есть, эту фигуру высекли задолго и до Всемирного потопа, и всех прочих известных событий в истории человечества.
После этого заключенный в новую красивую витрину Шигирский идол, наконец, был выставлен в музее для всеобщего обозрения. Это сразу привлекло к нему большой интерес, и начали широко обсуждаться версии его предназначения.
Этнографы высказывают предположение, что в Шигирском идоле древние увековечили лунный календарь, зашифрованный в узорах на его тулове. Среди изображений исследователи нашли персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. Но, прежде всего, на идоле выделяются семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Предположительно это изображения духов, обитающих в разных мирах. А их число - семь и натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное, как лунный календарь.
Однако более достоверной кажется версия доктора философских наук, профессора Валерия Чудинова, что идол - скульптура древнеславянской богини болезней и смерти Мары. Ее ставили на болоте, которое у древних ассоциировалось именно с царством мертвых, а идол служил своеобразным стражем в него. Чтобы оттянуть свое путешествие в это царство, Мару старались задабривать, несли к подножию истукана различные дары.
Профессор попытался расшифровать узоры на идоле и истолковал некоторые из них как слова: «Маара» и «Бог», а также фраз: «Тонкие миры Мары» и «У Маре таятся несметная воинов рати». А где таятся «воинов рати»? Конечно, в загробном мире.
Другие загадки
Шигирийский идол далеко не единственная загадка Среднего Урала. Неподалеку от города Полевского, у подножья горы Караульной было обнаружено несколько десятков древних птицевидных идолов, а также 8 медных идолов с человеческой головой и рыбьим туловищем, отлитых в одной форме.
А на Северном Урале на самом краю плоской вершине горы Мань-пупу-нер застыли в вечном карауле каменные идолы - семь гигантских фигур, высотой с четырнадцатиэтажные дома.
Рекомендуем к ознакомлению:
ДРЕВНИЕ СИБИРСКИЕ ГОРОДА-ПРИЗРАКИ – ДО ПРИХОДА ЕРМАКА
"В 2 РАЗА СТАРШЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД"
ЗАГАДКИ ШИГИРСКОГО ТОРФЯНИКА. ЧАСТЬ1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО УРАЛА