Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
- Культовый камень из Плёса (Плёсский камень) Культовый камень из Плёса (Плёсский камень)
Культовый камень из Плёса (Плёсский камень, Сват–камень, Камень Любви, Велеший, Дедова шишка, Чиркун)
Плёсский камень - памятник языческой культуры первого тысячелетия до нашей эры. До августа 2011 г. место нахождения камня (у д. 21 по ул. Ленина) находилось недалеко от Хреновского оврага, ограничивающего с запада Больничную гору, представляющую собой отрог высокого коренного берега р. Волги.
Учитывая археологическую карту города, можно предполагать, что фаллический камень мог иметь отношение к одному из трех объектов, находящихся в границах г. Плеса:
- Городище Плёс на Соборной горе (название объекта культурного наследия – «Исторический культурный слой г. Плёс (Плесо)»). Здесь раскопками П.Н. Травкина на мысовой части Соборной горы были обнаружены яма многократного языческого жертвенного кострища и еще две ямы ритуального назначения. Этот комплекс исследователь определил как святилище Велеса. В северо-западном углу ямы кострища были прослежены остатки древесины, которые были трактованы как остатки деревянного символа мирового древа.
- Городище дьяковского времени и домонгольский курганный могильник на Холодной горе (название объекта культурного наследия – курганный могильник Плес 2). Известны случаи находок фаллических камней на древнерусских курганах (камни с погоста Рудина Слободка и из урочища Могильницы).
- Мысовая часть Больничной горы. Два местных информатора, пожилые жительницы Плёса Сурина и Кузнецова, утверждали, что «камень… в прошлом, скатился с Больничной горы». Данная версия представляется нам достаточно убедительной, т.к. имеются данные о том, что в XIX-XX вв. камень использовался сначала как коновязь, а потом как отбойник при доме, расположенном под Больничной горой на искусственной террасе. Таким образом, он не мог на этом месте стоять изначально, а появился здесь после постройки дома, или его предшественника. Дом, рядом с которым он стоял в качестве коновязи, а затем отбойника, был построен плесским мещанином А.П. Бакакиным после «испрошения» им разрешения на строительство в 1856 г.
Фаллический камень под Больничной горой долгое время был частью городского пейзажа Плёса. Он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. В последнее время культовый камень стал очень популярен у туристов. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий. Современные названия камня - «Камень-гриб», «Камень любви», гораздо реже сейчас употребляется название – «Шаляпинский камень», но оно достаточно часто употреблялось ещё в 90-е г.г. ХХ вв. Название «Камень любви» появилось в Плесе только в конце ХХ века. Скорее всего, появление нового топонима можно связать с развитием туристического бизнеса и его инфраструктуры, появлением большого количества частных музеев и новых, нетрадиционных для Плёса, туристических маршрутов. Камень стал позиционироваться как местная достопримечательность наряду с «деревом любви».
В 90-е г.г. XX в. у старожилов Плёса были зафиксированы и другие чрезвычайно интересные и более древние названия, ныне практически вышедшие из речевого оборота горожан: «Сват–камень», «Дедова шишка», «Чиркун», «Велеший».
Говоря о языческих идолах, Б.А. Рыбаков утверждал, что «большинство каменных изваяний найдено случайно, без археологической связи с их первичным местом и в силу этого их трудно датировать и определить этническую принадлежность поставивших их людей, если речь идет о славянской периферии. Все идолы антропоморфны… По охвату человеческой фигуры они делятся на две группы: в одних случаях изображалась … одна голова, в других божество изображалось во весь рост. По содержанию, идолов можно разделить на три категории: идолы, изображающие мужчину с рогом изобилия в руках, фаллические идолы и изображения без особых признаков». В связи с этим, местонахождение плесского языческого идола не на первичном месте вполне вписывается в общую картину. Но с большой натяжкой можно назвать его антропоморфным.
До 2011 года камень находился под Больничной горой у дома № 21 по улице Ленина г.Плёса. По сведениям старожилов он еще до революции скатился туда с Больничной горы. Камень использовался как коновязь, а в последние годы как отбойник, защищавший угол дома.
Потом камень отдали предпринимателю, но ненадолго. Местный историк Галина Панченко, выявив историческую ценность камня, стала добиваться определения его на постоянное хранение в фонды музея. С помощью крана-подъемника фаллический символ был доставлен в музей.
В 2012 году Общественный совет по развитию Плёса, возглавляемый губернатором Ивановской области Михаилом Менем, принял решение о передаче ивановского «Камня Любви» из фондов музея во временное пользование бизнесмену Сергею Шевцову под патронаж, но только при условии установки сигнализации и видеонаблюдения. Странно, что, дав согласие на передачу, Совет не проконтролировал выполнение своего решения..
Источники: http://www.gvw-rggu.narod.ru; http://www.kursk.kp.ru; http://great-travel.ru; http://www.37.ru; http://www.ivanovonews.ru;