Вход

Амфиполис - загадочная гробница Греции

Гигантская гробница, обнаруженная на холме Каста возле поселка Амфиполи, стала археологической сенсацией 2012 года. Раскопки в Амфиполи велись и раньше: этот скромный поселок – наследник древнего Амфиполиса, важного города в истории греков и македонян. Археологи давно предполагали, что холм Каста на окраине Амфиполи скрывает важное захоронение, однако никто не надеялся обнаружить самый большой погребальный комплекс из всех, когда-либо найденных в Греции.

По мере продвижения раскопок все ждали новых сенсационных открытий, ведь исторический контекст определили быстро: судя по находкам, гробница была сооружена в эпоху Александра Македонского. Но для кого она предназначалась? Казалось бы, расположение гробницы в Амфиполисе и датировка последней четвертью IV века до н.э. должны были сузить "круг подозреваемых", однако за четыре года исследований ясности не прибавилось. Наоборот: постоянные скандалы из-за несогласия независимых исследователей с выводами официальной команды археологов фактически перекрыли источники информации о раскопках.

В 2015-м археологи обнаружили в погребальной камере останки пяти человек: женщины 60 лет, двух мужчин возрастом 35-45 лет (один старше, другой младше, на костях младшего обнаружены следы смертельных ранений), новорожденного младенца и кремированные останки взрослого мужчины.


Один из скелетов, обнаруженных в гробнице на холме Каста. Изображение с сайта amfipolis.com

В октябре прошлого года руководитель раскопок Катерина Перистери (Katerina Peristeri) сообщила журналистам предварительные выводы археологов: гигантская усыпальница является герооном (мемориалом в честь героя) Гефестиона, военачальника и ближайшего друга Александра Македонского.

С археологами категорически не согласились историки. 

Других новостей из Амфиполиса в этом году не поступало – останки отправлены на анализ ДНК, все ждут результатов. Генетические исследования, помимо прочего, позволят выяснить, являются ли погребенные в Амфиполисе родственниками. Пока удалось узнать, что кремированные останки принадлежат мужчине (еще полгода назад определенности не было) и, с большой долей вероятности, именно он был первым "обитателем" гробницы на холме Каста.

Сейчас в затянувшийся международный спор историков и археологов вмешался греческий архитектор Михалис Лефантзис (Michalis Lefantzis) – специалист по древней архитектуре, консультирующий команду археологов. Фактически, короткая заметка в издании Greek Reporter – первое официальное сообщение с раскопок Амфиполиса в 2016 году.

Лефантзис, хорошо изучивший гробницу и принимавший участие в реконструкции ее внешнего вида и внутренних помещений, обратил внимание на нехватку конструктивных деталей. По его мнению, погребальный комплекс имел более величественный дизайн и более сложный и изысканный декор, чем считалось ранее.


Голова одной из кариатид, обнаруженных в гробнице. Фото с сайта 
amfipolis.com

Известно, что в древности усыпальница была разграблена, но одно дело – вынести "портативные" ценности, другое – многотонные мраморные фрагменты сооружения. Известно также, что каменные блоки из 500-метровой стены, опоясывающей гробницу, в свое время использовали римляне для строительства дамбы на реке Стримон в Амфиполисе.

Однако недавнее исследование показало, что разграблением гробницы занимались не только римляне и "черные копатели" древности. Археологи XIX века нанесли памятнику не меньший ущерб. Современные ученые отследили 11 фрагментов мраморных статуй из Амфиполиса: они обнаружились в коллекциях парижского Лувра, Археологического музея Стамбула и музея Гетти в Лос-Анджелесе.

Соединяя детали архитектурной головоломки, Лефантзис предположил, что знаменитый вход в гробницу, оформленный двумя статуями химер (сфинксов), мог выглядеть иначе. Вероятно, напротив сфинксов находились другие архитектурные элементы – статуи, колонны, барельефы, – придававшие всему ансамблю иной смысл. По мнению Лефантзиса, на холме Каста располагался величественный монумент, служивший одновременно и гробницей, и герооном (памятником воину-герою).

Имя Гефестиона Лефантзис уже не упоминает, сейчас речь идет о "высокопоставленном македонском воине", в честь которого был возведен мемориальный комплекс. Некоторые находки говорят о том, что внутри комплекса мог располагаться оракул – место, где проводили особые ритуалы и занимались предсказаниями. Другие находки указывают на то, что после похорон 60-летней женщины погребальная камера была "запечатана" массивными мраморными вратами, а проведение ритуальных церемоний переместилось ближе к входным помещениям.

Лефантзис не делает никаких предположений касательно личности погребенной женщины, однако многие надеются, что в Амфиполисе похоронена мать Александра Македонского, печально знаменитая Олимпиада Эпирская. При раскопках археологи обнаружили монеты царя Кассандра – человека, физически уничтожившего семью Александра Великого. В 310 году до нашей эры Кассандр приказал отравить жену Александра, Роксану, и ее сына, единственного наследника великого царя. Это мрачное событие произошло в Амфиполисе. Шестью годами ранее Кассандр жестоко расправился с матерью Александра и оставил ее тело без погребения.

С одной стороны, версия о том, что в Амфиполисе похоронена Олимпиада Эпирская, полностью противоречит историческим свидетельствам, с другой – возраст покойной и место захоронения делают ее наиболее подходящей кандидатурой.

В заметке на сайте Greek Reporter одной строкой, без подробностей, упоминается еще один интересный вывод архитектурно-археологического расследования: легендарный "Лев Амфиполиса" – пятиметровая скульптура, обнаруженная в 1912 году на противоположном берегу реки Стримон – некогда стоял на вершине погребального комплекса на холме Каста.


Реконструкция возможного вида погребального комплекса на холме Каста с изваянием "Лев Амфиполиса", помещенным на вершину. Изображение с сайта amfipolis.com

Больше информации можно почерпнуть на одном из сайтов, посвященных гробнице. Долгое время "Лев Амфиполиса" считался отдельным памятником в честь одного из военачальников Александра Македонского – возможно, Леосфена или Лаомедонта Митиленского. Так до сих пор утверждает главный источник современных знаний, Википедия. Однако анализ мрамора (строительный материал для гробницы добывался на острове Тасос), архитектурных особенностей статуи и археологических документов ХХ века подсказывают иной вывод: "Лев Амфиполиса" – еще одна часть гробницы-головоломки, фрагменты которой разбросаны по всему городу и по всему миру.

Подтверждение связи между знаменитой статуей и самой загадочной усыпальницей Греции могло бы стать долгожданной сенсацией – однако редакторы Википедии не спешат вносить правки в соответствующие статьи. Дело в том, что ранее эта версия уже выдвигалась, но ее полностью отвергли инженеры, геологи и спелеологи, изучившие структуру холма Каста. По их мнению, холм естественного происхождения никак не мог выдержать гигантское мраморное изваяние, установленное на высокий пьедестал. Инженеры рассчитали общий вес "Льва Амфиполиса" — он составлял не менее 1500 тонн, тогда как холм Каста способен выдержать нагрузку не более 500 тонн.

Это далеко не первое несогласие с официальной интерпретацией находок в Амфиполисе. Последняя пресс-конференция руководителя раскопок Катерины Перистери прошла в октябре 2015 года, с тех пор череда научных скандалов с переходом на личности вынудила археологов занять оборонительную позицию и "не светиться" в прессе.

Перистери обещает вскоре предъявить новые, еще неопубликованные данные. Возможно, ей наконец удастся убедить независимых экспертов в своих выводах. Пока единственное, с чем согласны все участники дискуссии – погребально-мемориальный характер сооружения на холме Каста и его датировка последней четвертью IV века до нашей эры.

Самая загадочная гробница Греции крайне неохотно раскрывает свои тайны. Это делает археологический триллер еще более увлекательным — иными словами, производит тот самый эффект, который Катерина Перистери называет "шумихой, поднятой в прессе".

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

КУДА ПРОПАЛИ 10 ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

РАСКРЫТА ЛИ ТАЙНА ФЕСТСКОГО ДИСКА?

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ. МИХАИЛ ВЕЛИЧКО