Раскрыта ли тайна Фестского диска?
Фестский диск. Сторона А. 1600 год до новой эры.
Прошло более девяноста лет с тех пор, как при раскопках города Фест на Крите был найден один из самых замечательных и загадочных памятников истории и культуры древнейшего Средиземноморья - глиняный диск, обе стороны которого по спирали обегает надпись, сделанная странными, непонятными знаками. Это первый в истории человечества сохранившийся печатный текст, оттиснутый на глине с помощью миниатюрных штампов - за три тысячелетия до изобретения книгопечатного станка Гутенбергом (диск был изготовлен около 1600 года до новой эры).
Фестский диск. Сторона B
Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества, то "путеводитель" по святым местам Крита, то краткую историческую хронику... Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.
Изящество, утонченность отличали все стороны культуры древнего Крита. Кувшин критской работы, найденный в Египте.
Одна из последних гипотез была опубликована в журнале "Наука и жизнь" (см. № 1, 1998 г.). Ее автор - немецкий филолог Д. Оленрот - предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой - сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.
Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, на мой взгляд, вызывают несколько принципиальных возражений.
Так выглядели критские правители. Фреска из Кносского дворца.
Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с "чистого листа". Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран - и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).
Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например - аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве "сигма" (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве "йота" (и) - три, букве "омикрон" (о) - два... Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.
Спиральное расположение надписи типично для Крита. Золотой перстень из могилы в окрестностях города Кносса с надписью, сделанной знаками критского линейного письма А.
Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?
И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.
Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому - островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А, широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.
Критские глиняные таблички с надписями, сделанными линейным письмом А.
Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.
На мой взгляд, ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал "Наука и жизнь" уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге "Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)" (М., "Наука", 1992).
При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем - топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой - Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными - академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.
Надпись на бронзовой секире. Часть знаков совпадает со знаками Фестского диска, другая часть принадлежит линейному письму А.
Наука движется вперед, к раскрытию все новых загадок древнейших цивилизаций. Думается, недалек тот миг, когда Фестский диск будет полностью дешифрован и в нем практически не останется неразгаданных знаков.
Кандидат исторических наук И. СУРИКОВ.
Наука и жизнь