Вход

Древние китобои Чукотки: 35 веков забвения


Развитая цивилизация в вечной мерзлоте: как зародилась и куда исчезла «империя» удачливых морских охотников?

На Чукотке в селе Нунлигран под слоем вечной мерзлоты археологи обнаружили следы древней цивилизации китобоев. Радиоуглеродный анализ найденных артефактов показал, что они относятся к XV-XIII вв. до н.э. Как в такой глубокой древности и в таких холодных краях могло возникнуть цивилизованное сообщество людей? Могла ли эта развитая культура зародиться на побережье или она пришла с континента? Как жили первобытные морские охотники? Могли ли они строить дома и лодки, заниматься искусством, охотиться на моржей, нерп и даже китов? О чем говорят удивительные находки из китового уса и клык моржа с рисунками-сценами охоты? Существовала ли древняя китобойная культура на Аляске? Можно ли говорить о целой империи китобоев, занимавшей огромные территории? Когда и почему исчезла эта древнейшая и развитая цивилизация? Почему археологи не нашли массовых следов гибели людей? Может быть, морские охотники успели уйти до катастрофы? Где сегодня живут потомки древних китобоев?

Фильм создан на материалах Берингийской археологической экспедиции под руководством известного российского археолога, кандидата исторических наук Сергея Валентиновича Гусева.

 

Расшифровка фильма

Закадровый текст: В начале девяностых годов на территории чукотского села Нунлигран местные жители обнаружили среди прибрежных полей странные участки, трава там росла выше и гуще обычного. Люди начали брать оттуда почву для теплиц, неожиданно в грунте им стали попадаться многочисленные кости животных, а также деревянные каменные предметы, обработанные ручным способом. Об этом узнали археологи, стало понятно, что под не толстым слоем почвы находятся следы жизнедеятельности человека. И вот в 1997 году в Нунлигран прибыла исследовательская группа, без промедления археологи приступили к работе, то, что им удалось найти, поразило ученых. В местности, расположенной у Северного полярного круга под слоем грунта в вечной мерзлоте лежали хорошо сохранившиеся остатки целой цивилизации.

Изучив найденные артефакты, специалисты пришли к выводу, что люди, которые жили здесь, шили себе качественную одежду и обувь из шкур морских животных, строили многоместные лодки с деревянным каркасом, обтянутым кожей, возводили дома, полы которых выстилали деревянным плахами. У них существовало искусство и религия, они вырезали изумительные рисунки и узоры по дереву и кости, отправляли религиозные обряды и пользовались календарем. Пропитания они добывали, охотясь с помощью костяных горбунов на морского зверя, на моржей, нерп и даже китов. На экспертизу в лабораторию радиоуглеродного анализа Института истории материальной культуры Российской академии наук в Санкт-Петербурге были отправлены несколько десятков образцов угля и дерева из-за раскопа. Анализ по «С-14» установил их возраст в диапазоне 2900-3200 лет от наших дней. При переводе в календарные даты возраст находок был определен как 15-13 века до новой эры.

Как в такой древности и в таких холодных краях могло возникнуть развитое сообщество людей? Ведь тогда не было привычных нам благ цивилизаций: электричества, лекарств, развитой медицины. Выживать без цивилизации в таком суровом климате сегодня кажется почти невозможным.

Татьяна Репкина, к.г.н.: По нашим данным во время бытования поселения Уненен климат был очень близок к современному. В этих местах климат был теплее, но это было намного раньше, примерно 7-5 тысяч лет до нашей эры.

Закадровый текст: Где зародилась эта высокоразвитая культура: здесь на побережье или пришла из глубины континента? Когда и, самое главное, почему она исчезла?

Раскрытие этой тайны стало главной темой научной деятельности крупного российского археолога, кандидата исторических наук Сергей Валентиновича Гусева.

Сергей Гусев, к.и.н.: Считается, что люди проникли на Американский континент через Берингов пролив не позже, чем 11 тысяч лет назад, то есть, когда образовался Берингов пролив. На окраине села Нунлигран мы нашли культуру, которая позволила пересмотреть историю заселения побережья не только Берингова пролива, не только Чукотки, но и Гренландии, и Аляски.

Закадровый текст: Обнаруженную археологическую культуру решили назвать «Уненен», что на языке местных жителей означает пониженное место, так местные жители назвали те самые участки прибрежных склонов, на которых были найдены первые артефакты.

Но обнаружить артефакты – это только половина дела, чтобы с находками можно было работать, их нужно восстановить или, как минимум, приостановить их разрушение после извлечения из вечного морозильника. Именно эти занимаются в лаборатории реставрации археологической кожи и тканей при РОСИЗО. Заведующая лабораторией Наталья Павловна Синицына рассказывает Сергею Гусеву о ходе восстановительных работ.

Наталья Синицина, реставратор высшей категории: Для того, чтобы вернуть пластичность кожи, мы должны туда запустить молекулы воды, а этиленгликоль, как раз как проводник действует.

Закадровый текст: Глядя на иголки, сделанные из клыка моржа, невозможно не восхититься тонкостью работы древних мастеров. Даже не вериться, что средствами ручного труда можно было добиться такого высокого почти фабричного качества швейных инструментов. Уникальная находка деревянной ложки с реалистичным обликом жителя Уненен позволила ученым определить антропологический тип древних жителей поселения. Черты лица ложки напоминают внешность современных жителей Чукотки, чукчей и эскимосов.

Сергей Гусев, к.и.н.: Единственная антропоморфная пока находка, которая говорит об антропологических чертах лица, об облике того населения. Это модель татуировки, которая была еще зафиксирована у эскимосов, еще в тридцатые годы делали такие татуировки. Считалось, что кто носит татуировку, тот состоятельный, состоявшийся вообще человек.

Закадровый текст: О том, что у жителей Уненен была культура, говорит и вот эта удивительная находка. Это шаманская кукла из шерсти белого медведя, окрашенной охрой.

Она была найдена археологами в слоях вечной мерзлоты. Реставраторы подходят к восстановлению артефактов с невероятным терпением и вниманием, работа может длиться годами, ведь каждая из находок уникальна. Других свидетелей, способных рассказать нам о культуре и быте древнего поселения попросту не осталось.

Наталья Синицина, реставратор высшей категории: Это шаманский мешок кожаный. Чем он интересен? Тем, что уже год мы занимаемся его пластификацией, сейчас только видны результаты этой работы, потому что из совершенно окаменевшего комка кожи удалось его развернуть, я надеюсь, что получится сам мешок. Очень старые вещи, придя в нашу жизнь, они могли бы разрушиться, конечно, время такое, все-таки пятнадцатый век до нашей эры.

Закадровый текст: В ходе раскопок на Уненене вместе с костями других животных были обнаружены многочисленные кости кита, изделий из китового уса.

Сергей Гусев, к.и.н.: Перед нами находятся предметы из раскопок стоянки, древней стоянки Уненен. Предметы эти имеют различные функциональные предназначения, они из разных материалов, здесь и дерево, здесь кость, клык моржа, камень яшма в данном случае, китовый ус. Мы видим с Вами шнурок такой, мы даже когда его нашли, рабочие, местные жители сказали, что, может, у кого-то шнурок порвался. Но нет, мы провели анализ уже в Москве, это все китовый ус, и сейчас так, к сожалению, вязать никто не может из китового уса. Это было просто поразительно, и таких несколько еще фрагментов.

Закадровый текст: Могли ли люди с костяными и каменными орудиями охотиться еще и на китов? Ведь кит – гигантское животное, для которого костяные гарпуны – это нечто вроде крупных заноз. Кроме того, для охоты на кита с воды помимо оружия, необходимы еще и навыки мореплавания. По предположению ученых, чтобы добыть кита на кожаной лодке, нужно было проделать следующую непростую долгую и опасную операцию. Коллективы охотников, минимум из 6 человек каждый, на кожаных лодках выходили в море на поиски морского зверя, при этом функции каждого участника охоты должны быть четко определены. Один был рулевым, это, пожалуй, ключевая фигура, он же управлял и парусом, также было четверо гребцов и, конечно, гарпунщик. Обнаружив кита, к нему подплывали как можно ближе, и гарпунщик наносил удар. После того, как кит был загарпунен, к нему нужно было подойти уже совсем вплотную и добить копьем в наиболее уязвимое место, в аорту, расположенную под лопаткой кита на спине. После этого кита нужно было отбуксировать к берегу, используя надувные поплавки из нерпичьих шкур.

Сергей Гусев, к.и.н.: Это поворотные наконечники гарпунов. Что собой представляет поворотный наконечник гарпуна? Сюда вставлялось концевое копьецо, чтобы оно пронзило шкуру кита или моржа. Вот это отверстие для линя, который привязывался к гарпуну, и который конец его оставался в лодке, естественно, чтобы животное не ушло подраненным вместе с гарпуном. Когда гарпун поворотные проникал под кожу за счет ассиметричной шпоры, то он срывался с колка, но оставался на лине, и разворачивался под кожей вот таким образом, и становился поперек раны, и надежно удерживал за кожу это раненое животное, которое потом добивали для того, чтобы отбуксировать на берег и так далее.

Закадровый текст: Возможен ли такой рискованный промысел в неспокойных северных водах Тихого океана? Ведь даже сегодня там нередко уносит в открытые воды и переворачивает небольшие суда. Трудно себе даже представить, какой опасности могли подвергаться древние китобои на кожаных лодках.

Сергей Гусев, к.и.н.: В 1956 году американский археологи Джеймс Гиддингс выделил древнюю китобойную культуру на мысе Крузенштерна на Аляске. Это открытие было сенсационным и вызвало яростную критику у многих археологов, поскольку Джеймс Гиддингс утверждал, что существовал древний китобойный промысел на открытой воде во втором тысячелетии до нашей эры. Основанием для этого послужили найденные Джеймсом Гиддингсом кости кита, конструкции раскопанных им жилищ. Археологи подвергли сомнению сам факт существования древнего китобойного промысла в столь древний период. Поскольку это могли быть киты, выброшенные или выбросившиеся на берег, и кости их могли использовать для сооружения жилищ.

Закадровый текст: Но открытие, сделанное Беренгийской экспедицией совместно с аляскинскими археологами при раскопах поселений Уненен в 2007 году, развеяло все сомнения. Археологи долго очищали от грунта хорошо сохранившийся клык моржа, поначалу он ничем особым не привлек внимание исследователей, это было просто еще одна часть тела морского животного, добытого древними охотниками, сохранившаяся в вечной мерзлоте. Но вдруг случайное движение инструмента обнажило крохотный участок клыка, и археологи с удивлением обнаружили рисунок, изображающий загарпуненного кита.

Сергей Гусев, к.и.н.: Наши раскопки в 2007 году подходили к концу. И в друг ко мне подбежал наш художник и закричал: «Граффити!». Он потянул меня за рукав и указал на обнажившийся из культурного слоя предмет, вернее, его часть. На этой части предмета, мы еще не знали, что это картина на койке моржа, четко видна была лодка, четко был виден кит, вырезанный на клыке моржа, и линь, который соединял ложку с китом, то есть гарпун.

Закадровый текст: Когда клык был полностью извлечен и очищен, ученые ощутили глубокое волнение. На клыке моржа археологам открылись многочисленные рисунки, изображающие различные сцены жизни древних людей: война, охота на сухопутных и морских животных, выход на лодках в море и так далее. Трактовать каждый отдельный рисунок можно по-разному, но общий их смысл ясен любому человеку. Самым интересным рисунком оказалась сцена китовой охоты, в ней с непогрешимой точностью изображена многоместная лодка, загарпуненный кит и поплавок, как важнейший элемент гарпунного комплекса, позволяющий удерживать животное на плаву при длительной буксировке. Это была настоящая сенсация!

Сергей Гусев, к.и.н.: Это была древнейшая картина на клыке моржа. Реставратор долго работала над ней, чтобы закрепить, чтобы не рассыпались какие-то участки, которые были уже поражены корнями, которые растут на грани мерзлоты и оттаявшего слоя. И после этого мы вместе с нашими коллегами американскими отправили нашу заметку в американский журнал «Archaeology», где рейтинговым голосованием наша находка была признана одной из десяти выдающихся находок в мире в 2008 году. Сегодня древнейшая картина на клыке моржа храниться в Государственном историческом музее на Красной площади.

Закадровый текст: Итак, древние жители Нунлиграна успешно охотились на китов, выходя в открытое море на лодках, об этом они доходчиво рассказали нам, жителями 21 века с помощью рисунков. Это открытие доказало правоту выдающегося американского археолога Джеймся Гиддингса о существовании китобойного промысла в северных водах Тихого океана и в Северном Ледовитом океана во втором тысячелетии до новой эры.

Но вот вопрос. Если древняя китобойная культура существовала в бухте Преображения и в шестистах километрах от него на мысе Крузенштерна, то каков был общий ареал ее распространения, где еще могли основать свою цивилизацию удачливые китобои?

Михаил Членов, к.и.н.: Этот дальний, с точки зрения живущих в Европе, край, на самом деле арена очень серьезных и важных в человеческой истории миграций, культурных, экономических культурных языковых процессов, которые определяли на многие тысячелетия вперед ту картину сегодняшнюю расселения разных языковых семей и родов в части Америки. Известно, что Американский континент был заселен именно оттуда. Так или иначе, это древние предки индейцев, людей, которых мы знаем сегодня под этим именем.

Сергей Гусев, к.и.н.: Это ножи, такие же наконечники стрел и концевые копьеца, иногда использовали обсидиан, вулканическое стекло, которое везли сюда за пятьсот километров из района нижнего течения реки Анадырь. Сделаны анализы, и весь наш обсидиан происходит с этого месторождения. Кстати, обсидиан отсюда попадал даже на Аляску.

Закадровый текст: О широте распространения этой культуры может свидетельствовать такой удивительный факт – наконечники копий и стрел жителей Уненена обычно изготовляют из яшмы, как наиболее доступного и прочного материала. Яшма имеет твердость 6 и даже 7 единиц, хорошо раскалывается и шлифуется. Выходы яшмы зафиксированы в соседней долине у ветреной реки Куйвивеем. Так вот, образцы этой яшмы были обнаружены на острове Врангеля в Ледовитом океане, а это только по прямой линии более 700 километров от Нунлиграна. Там же еще в шестидесятые годы двадцатого века выдающийся советский археолог Николай Диков зафиксировал признаки древней китобойной культуры, но об этом открытии мало кто знает. Аналогичные следы были найдены им при впадении реки Усть-Белая в Анадырь, а это почти 100 километров от устья вверх по реке. И только после открытия в Уненене ученые начали относить эти стоянки к древней китобойной культуре. Таким образом, мы можем сделать вывод, что поселение Уненен в 15-13 веках до новой эры представляло собой локальный очаг культуры, территориальную распространённость которой можно сравнить с империей. Причем, исходя из количества ритуальных предметов, найденных в нем, ученые сделали предположение, что Уненен был чем-то вроде культурного центра.

Сергей Гусев, к.и.н.: Это диадема, диадема из расплетенного китового уса с обвязкой такой тщательной, поскольку в этом месте, где мы копаем был сакральный центр этого поселения. Мы склонны видеть в том, что это была диадема, которая одевалась на мальчиков при обряде инициации. Обряд инициации – это посвящение в мужчину. Вы только взгляните, какая великолепная работа по дереву, ручка с головой, выполненная в виде головы совы, Вы видите реалистичное такое изображение, здесь даже опушка у совы видна. Я Вас уверяю, что такого изображения столь большой древности я не видел и мне неизвестно, потому что только мерзлота помогла сохраниться этому великолепному предмету. И это, естественно, был жертвенный сосуд, когда добывали моржа, кита, то хозяину моря давали кровь.

Древняя китобойная культура в духовном плане тоже была пронизана морем, духи моря были основными. Вы видите три пениса моржа, которые стоят вертикально, между ними зажат череп оленя, устремленный глазами вверх к небу. Это святилище представляет собой такой сакральный центр, это такая борьба сухопутных и морских сил, где морские силы побеждают, Вы видите, это борьба моря и суши, это философия жизни.

Закадровый текст: Но от чего же тогда погиб этот очаг древней культуры? Почему из поселения Уненен не вырос город и не сохранился до наших дней?

Татьяна Репкина, к.г.н.: По нашим данным в этом районе около трех тысяч лет назад произошло сильное землетрясение, следы которого мы хорошо видим по вот этой долине, по берегам озер. Здесь мы видим огромные блоки, которые падали со склонов. Несколько меньшие камни упали и на поселение, то есть вес одной такой глыбы около двух с половиной тон, и этот камнепад выгнал людей из поселка.

Однако надо сказать, что археологи не нашли следов массовой гибели людей. Это значит, что люди, обитавшие на стоянке, выжили, ушли в другое место. Вероятно, в жилах современных жителей Чукотки течет и их кровь.

Закадровый текст: Памятники древнейшей истории принято искать в южных странах: на севере Африки, на Аравийском полуострове, в районе Средиземного, Эгейского и Черного морей, но еще немного в Индии и Китае. А вот Сибирь, Дальний Восток, весь север Евразии, традиционно считается либо неисторической территорией, либо бедной на археологические находки землей. Это представление сложилось вовсе не в результате серьезного научного исследования, а по простой, во многом обывательской логике, дескать в этих краях очень холодно, и поэтому сколько-нибудь серьезная цивилизация тут развиться не могла в принципе, а, следовательно, и искать особо нечего. Но настоящие ученые не имеют право доверяться таким поверхностным представлениям, ведь науке известно, что климат на нашей планете много раз менялся, становясь то более теплым, то более холодным. Кроме того, отдельные участки планеты в разные геологические эпохи могли оказываться в самых разных природных климатических зонах, от субтропиков до арктического холода. Именно поэтому ученых не должны останавливать суровые условия севера, чтобы восстановить подлинную картину прошлого, нужно быть предельно честным и свободным в своих суждениях.

Сергей Гусев, к.и.н.: На сегодня исследована только незначительная часть поселения древних китобоев Уненен. Следы этой культуры известны в других местах: в Чукотке, в Аляске, Гренландии, а сколько еще будет открыто новых культур, которые будут свидетельствовать о заселении Арктики, этого обширного, этого сурового региона нашей планеты.

 

Рекомендуем к ознакомлению:

НА ОСТРОВЕ РУССКИЙ АРХЕОЛОГИ ИЗУЧАТ УНИКАЛЬНУЮ СТОЯНКУ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ

ПЕЩЕРА СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА В ПРИМОРЬЕ: ДРЕВНИЙ ХРАМ ИЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?

МЕТАЛЛУРГИЯ ДРЕВНЕГО ЗАПОЛЯРЬЯ. СЕРГЕЙ ГУСЕВ