Курганный комплекс Таксай I
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
- Курганный комплекс Таксай 1 Курганный комплекс Таксай 1
https://dostoyanieplaneti.ru/4152-Kupgannyy-kompleks-Taksay-1#sigProIdb5d7c456b3
Курганный комплекс Таксай (Таксай I, II, III, IV, V)
Курганный комплекс Таксай находится у села Долинное на территории Теректинского района Западно-Казахстанской области.
В апреле 2012 года археологический отряд Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии (далее ЗКО ЦИА) провел разведочные исследования в Теректинском районе, в результате чего были выявлено 5 курганных комплексов Таксай (I, II, III, IV, V), в этом же полевом сезоне в июне - августе проведены раскопки курганов №3, №4, №6 комплекса Таксай I.
Курганный комплекс Таксай I расположен близ пос. Долинный. Комплекс состоит из 6 земляных насыпей. Курганы № № 1, 2 самые большие по диаметру и высокие по высоте. Насыпь курганов №№ 3, 4, 5, 6 распахана и они находятся в аварийном состоянии. В течение полевого сезона 2012 г. раскопаны курганы №№ 3,4,6. В курганах № 3,4 обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода II-IV вв. н.э. В кургане № 6 открыто уникальное погребение женщины из привелигированных слоев раннекочевнического общества(Сдыков, Лукпанова, 2013 г.). В задачу данной работы входит введение его в научный оборот.
В кургане № 6 было обнаружено погребение женщины.
Скелет лежал у восточной стены могильной ямы. Тело было положено на циновку, оно располагалась вытянуто на спине, головой на запад с некоторым отклонением на юго-запад. Череп погребенной плохо сохранился, смещены позвоночные, тазовые, реберные кости. Лицевая сторона обращена к северу, челюсть лежит на левом плече. Руки были расставлены в стороны. Ноги были разведены, левая нога согнута в колене, кости малоберцовой и большеберцовой кости левой ноги вывернуты наружу. У погребенной отсутствовали кости стопы, фаланги, плюсны и предплюсны обоих ног. Длина костяка - 1,50 м. Погребальное убранство женщины было украшено золотыми нашивными бляшками, тщательная фиксация их расположения позволила воссоздать примерный костюм несмотря на то, что материал, из которого была сшита одежда не сохранился (Алтынбеков, 2013; Лукпанова, 2014).
На верхнюю часть костюма были нашиты золотые бляшки 4 видов: бляшки подовальной формы с изображением композиции из двух противопоставленных голов грифо-баранов, замкнутые в овал; бляшки подквадратной формы с изображением композиции из двух противопоставленных голов баранов, замкнутые в квадрат; бляшки подквадратной формы, свастиковидные с изображением 4 голов грифонов расположенных в круговой композиции; бляшки, аналогичные третьему виду бляшек, отличающийся только размером - 4х4 см. Интересно то, что свастиковидные бляшки выступали основным декором одежды погребенной и были обнаружены в области груди, плеч, спины погребенной и нашиты в следующем чередовании - одна большая и пять маленьких бляшек.
На рукава платья погребенной были нашиты подвески и амулеты выполненные из зубов и клыков волка в золотой оправе. Под позвоночными костями, между тазовыми костями и кистями обеих рук обнаружены золотые бусины биконической формы, полые, спаянные из двух конусовидных половинок, на поверхности каждой бусины проработаны 8 продольных углублений, на которые напаяны по две витые неперплетающиеся между собой скрученные золотые проволоки, спаянные с двух концов у отверстия для продевания. Бусины украшали верхнюю часть костюма. На голову женщины был надет конусовидный, высокий головной убор. Он имел сложную конструкцию, к сожалению, убор был сделан из таких материалов, которые не щадило время, основа головного убора истлела. Остался только каркас конусовидной формы, из желтого металла, с двумя соединияющимися узкими пластинами, сложенными вдвое. Пластины припаяны к навершию с изображением в виде головы горного козла. На запястья женщины были надеты два золотых браслета.
Таким образом, перед нами погребение, которое говорит об особом статусе женщины, об ее привилегированном положении в обществе. Социальная роль женщины в раннекочевых сообществах была исключительно разнообразна, в ее функции входили не только хозяйственные работы, но и ритуально-магические действия, как в собственной семье, так и в группе, к которой она принадлежала. Возможно это погребение жрицы. Здесь помимо золотых украшений были найдены богато декорированное бронзовое зеркало, амулеты – все это непременные атрибуты сарматских жриц. Многие аксессуары «савроматского» костюма тесно связаны с религиозными представлениями, золотые бляшки, выполненные в зооморфном стиле, выступали в магическом значении.
Сохранность захоронения позволила воспроизвести с наиболее возможной полнотой реконструировать одежду и головной убор погребенной. В составе обнаруженных предметов присутствуют изделия, как местного, так и импортного производства (Ахеменидский Иран). Многие из них являются настоящими произведениями искусства, передающими высокий уровень художественной культуры древнего населения.
Предварительный анализ элементов костюма позволяет заключить, что убранство женщины - это логически выстроенный ансамбль. В этой удивительной, органично построенной композиции каждая вещь, образ, штрих, линия, имеют свое определенное место.
Источники: http://e-history.kz; http://arhcentr.kz; http://www.stanradar.com; http://oursociety.ru;