Вход

Курганный комплекс Таксай I

JW_SIGP_LABELS_08 001.jpg

Курганный комплекс Таксай 1

Курганный комплекс Таксай (Таксай I, II, III, IV, V)

Курганный комплекс Таксай находится у села Долинное  на территории  Теректинского района Западно-Казахстанской области. 

В апреле 2012 года археологический отряд Западно-Казахстанского областного центра  истории и археологии (далее ЗКО ЦИА) провел разведочные исследования  в Теректинском районе, в результате чего были выявлено  5 курганных комплексов Таксай (I, II, III, IV, V), в этом же полевом сезоне в июне - августе  проведены   раскопки курганов №3, №4, №6  комплекса Таксай I.

Курганный комплекс Таксай I  расположен близ пос. Долинный. Комплекс состоит из 6 земляных насыпей. Курганы № № 1, 2 самые большие по диаметру и высокие по высоте. Насыпь курганов №№ 3, 4, 5, 6 распахана и они находятся в аварийном состоянии. В течение полевого сезона 2012 г. раскопаны курганы №№ 3,4,6. В курганах № 3,4 обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода II-IV вв. н.э. В кургане № 6 открыто  уникальное погребение женщины из привелигированных слоев раннекочевнического  общества(Сдыков, Лукпанова, 2013 г.).  В задачу данной работы входит введение его в научный оборот.
В кургане  № 6 было обнаружено погребение женщины.

Скелет лежал у восточной стены  могильной ямы. Тело было положено на  циновку, оно располагалась вытянуто на спине, головой на запад с некоторым отклонением на юго-запад. Череп погребенной плохо сохранился, смещены позвоночные, тазовые, реберные кости. Лицевая сторона  обращена к северу, челюсть лежит на левом плече.   Руки были расставлены в   стороны.  Ноги были разведены, левая нога согнута в колене,  кости малоберцовой и большеберцовой кости левой ноги вывернуты наружу. У погребенной отсутствовали кости стопы, фаланги, плюсны и предплюсны обоих ног. Длина костяка - 1,50 м. Погребальное убранство женщины было украшено золотыми нашивными бляшками, тщательная фиксация  их расположения позволила воссоздать  примерный костюм несмотря на то, что материал, из которого была сшита одежда не сохранился (Алтынбеков, 2013; Лукпанова, 2014).
На верхнюю часть костюма были нашиты  золотые бляшки 4 видов: бляшки  подовальной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  грифо-баранов, замкнутые  в овал;  бляшки подквадратной формы с изображением композиции из двух  противопоставленных голов  баранов, замкнутые  в квадрат; бляшки подквадратной формы, свастиковидные с  изображением 4 голов грифонов расположенных в круговой композиции; бляшки, аналогичные третьему виду бляшек, отличающийся только  размером -  4х4 см. Интересно то, что  свастиковидные  бляшки  выступали основным декором одежды погребенной и были обнаружены  в области груди, плеч, спины погребенной и нашиты в следующем чередовании - одна большая и пять маленьких  бляшек.

На рукава платья  погребенной были нашиты подвески и амулеты выполненные из зубов и клыков волка в золотой оправе. Под  позвоночными костями,  между тазовыми костями и кистями обеих рук обнаружены золотые бусины биконической формы, полые, спаянные из двух конусовидных половинок, на поверхности каждой  бусины проработаны  8 продольных углублений, на которые напаяны по  две витые неперплетающиеся между собой скрученные золотые проволоки, спаянные с двух концов у отверстия для продевания. Бусины украшали верхнюю часть костюма. На голову женщины был надет конусовидный, высокий головной убор. Он имел  сложную конструкцию, к сожалению, убор был сделан из таких материалов, которые не щадило время, основа головного убора истлела. Остался только каркас конусовидной формы,  из желтого металла, с двумя соединияющимися  узкими пластинами, сложенными  вдвое. Пластины припаяны к  навершию с изображением  в виде головы горного козла. На  запястья женщины были надеты  два  золотых  браслета.

Таким образом, перед нами  погребение, которое говорит об особом статусе женщины, об ее привилегированном положении в обществе.  Социальная роль женщины в раннекочевых сообществах была исключительно разнообразна, в ее функции входили не только хозяйственные работы, но и  ритуально-магические  действия,  как в собственной семье, так и в группе, к которой она принадлежала. Возможно  это погребение жрицы. Здесь помимо золотых украшений были найдены богато декорированное  бронзовое зеркало, амулеты – все это непременные атрибуты сарматских жриц. Многие аксессуары «савроматского» костюма тесно связаны с религиозными представлениями,  золотые бляшки, выполненные в зооморфном стиле,  выступали в магическом значении.

Сохранность захоронения позволила воспроизвести с наиболее возможной полнотой реконструировать одежду и головной убор погребенной. В составе обнаруженных предметов присутствуют изделия, как местного, так и импортного производства (Ахеменидский Иран). Многие из них являются настоящими произведениями искусства, передающими высокий уровень художественной культуры древнего населения.
Предварительный анализ элементов костюма позволяет заключить, что убранство женщины - это логически выстроенный ансамбль. В этой удивительной, органично построенной композиции каждая вещь, образ, штрих, линия, имеют свое определенное место.

Источники: http://e-history.kzhttp://arhcentr.kzhttp://www.stanradar.comhttp://oursociety.ru

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Могильник Талды II Городище Бозок »